InvestFuture

Экономика Украины: насколько все плохо осенью 2022 года

Прочитали: 5668
Экономика Украины: насколько все плохо осенью 2022 года

Специальная военная операция на Украине идет почти 8 месяцев. Прямые убытки — $108,3 млрд, косвенные потери — $128,8 млрд, подсчитали в Киевской школе экономики. Общий ущерб инфраструктуре и жилью Всемирный банк оценивал в $97,4 млрд. Убытки от закрытия бизнеса – $252 млрд.

Кроме того, из-за СВО Украина потеряла доступ к ископаемым на $12,4 трлн, писала The Washington Post. Это 63% залежей угля, 11% месторождений нефти, 20% месторождений газа, 42% залежей металлов и 33% месторождений редкоземельных элементов.

Что с рынком труда на Украине?

Страна теряет миллионы людей. Огромное число украинцев вынужденно стали беженцами – страну покинуло более 6,8 млн человек. Поэтому экономику может ждать кадровый голод. Более того: она может просто “не переварить” те иностранные инвестиции, которые поступают на Украину. Ведь сколько бы ни было денег, может оказаться недостаточно производственных мощностей, трудоспособного населения и в целом ресурса экономики.

Что с ВВП Украины?

По итогам второго квартала ВВП Украины упал на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, экономика начала постепенно приходить в себя: за 3 квартала снижение ВВП уже “только” 30%.

Ещё весной Всемирный банк ожидал падения реального ВВП Украины на 45% в 2022 году. Но в Нацбанке Украины продолжают рассчитывать на 33%. Там заявили, что перспективы восстановления зависят от того, «когда завершится активная фаза вооруженного конфликта». В МВФ тоже прогнозируют 35% падения ВВП в этом году.

В целом прогнозы регулятора оптимистичные: он ждет, что в 2023 году начнётся даже рост ВВП, и это вполне возможно, учитывая очень низкую базу 2022 года.

Мало того: у правительства есть план реконструкции страны на $750 млрд. Но сейчас ему нужны хоть какие-то деньги, чтобы остаться на плаву: обеспечивать экономику, население и армию.

Экспорт Украины восстанавливается

Есть небольшой позитив, говорит министр инфраструктуры Александр Кубраков. Например, экспорт сельхозпродукции восстанавливается – черноморские порты открыты. Так что объем экспорта за сентябрь прибавил 23% и находится на пике с начала спецоперации. Помогла зерновая сделка – Украина отгружает продовольствие из портов Черного моря. При этом из-за плохой погоды замедлилась уборка урожая.

А министр энергетики Герман Галущенко заявил, что Украина даже могла бы поставлять электроэнергию в ЕС, но ей мешают бюрократические препятствия. Также негативно повлияли и перебои с электричеством на Запорожской АЭС.

Бюджет Украины в рекордном минусе

В правительстве Украины ожидают, что по итогам года дефицит бюджета составит рекордные $50 млрд — это почти 35% ВВП прошлого года.

Однако Украина старается не обеспечивать бюджет за счёт печатного станка, иначе может разогнаться инфляция. Поэтому растут налоги, расходуются резервы и выпускаются военные облигации. У Украины в запасе еще есть $12,9 млрд, но без западной поддержки этого хватит всего на пару месяцев.

Сегодня главный источник бюджетных доходов сейчас – кредиты и дотации западных стран и международных организаций, и то они не покрывают весь дефицит бюджета. А баланс госрасходов и доходов сейчас – важно условия для получения кредитов от МВФ. 

Пока бюджет удается балансировать за счет активной иностранной помощи, которая в апреле составила более 17% месячного бюджетного дефицита, а также с помощью выпуска военных облигаций. К середине мая, по данным Минфина Украины, их продажа принесла около $114 млн.

Что до налоговых поступлений, то они сейчас покрывают только 40% госрасходов Украины. В итоге ей нужно каждый месяц получать из-за рубежа около $5 млрд для стабилизации бюджета и покрытия невоенных расходов, говорит министр финансов Сергей Марченко. А к концу года эта сумма увеличится до $9 млрд, считает советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко.

В частности, Украина нарастила расходы на оборону с $250 млн до $3,5 млрд. При этом деньги, которые выделяет Запад, нельзя тратить на военные нужды – их приходится финансировать только из бюджета. Войскам ежемесячно требуется около 130 млрд гривен, но в лучшем случае Украина собирает налогов на 90 млрд.

Пока что Украина получила $17,5 млрд иностранной помощи – примерно половина обещанной суммы. И это намного меньше реальных потребностей правительства. При этом в мае ЕС пообещал Украине 9 млрд евро бюджетной поддержки, но было освоено лишь около 1 млрд. Если ЕС не предоставит достаточной бюджетной поддержки в ближайшее время, украинское правительство будет вынуждено печатать деньги, а нынешняя высокая инфляция может перейти в гиперинфляцию.

Кредиты для Украины почти недоступны

В скором времени получать финансирование может стать ещё сложнее. Госдолг Украины к сентябрю составил $105,4 млрд – 68% ВВП, и может достигнуть 86% ВВП к концу года, отмечают в Верховной раде.

Чтобы как-то решить проблему, Нацбанку Украины весной даже пришлось купить военные облигации примерно на $8,2 млрд, поскольку правительство не даже не пытается продать новый долг на международном рынке после отсрочки платежей по текущему долгу на два года.

Кстати, Fitch даже готовилось назначить дефолт Украине, но в августе держатели украинских бондов все же согласились на реструктуризацию долга. А МВФ недавно одобрил выделение Украине ещё $1,3 млрд.

Правда, всего этого недостаточно. Пока денег хватает на текущие расходы, хотя дефицит бюджета остаётся большим. Украина очень рассчитывает получить замороженные российские активы для восстановления экономики. Но пока подвижек нет – G7 всё ещё изучает вопрос.

Инфляция на Украине в октябре 2022 года

Она на Украине продолжает расти и сейчас составляет 24,6%, а прогноз на конец года – 30%. На этом фоне Нацбанк сохраняет ключевую ставку на рекордно высоком уровне 25%.

Причины роста цен:

  • разрыв цепочек поставок;

  • разрушение производственных мощностей и инфраструктуры;

  • потеря части территории.

Тем не менее, в стране ещё достаточно собственной сельхозпродукции, ведь Украина даже может отправлять зерно на экспорт, и это сдерживает продуктовую инфляцию. Но остается проблема с ростом цен на топливо – оно с февраля подорожало на 40–50% из-за разрушения инфраструктуры, блокады портов и усложнения логистики.

Наконец, для повышения экспортных доходов гривну пришлось ослабить. Хотя с начала боевых действий курс гривны к доллару держат стабильным, но летом Нацбанк резко изменил новый уровень фиксации – валюта потеряла 25%. И, по прогнозам, в начале 2023 года доллара будет стоить 42 гривны, а в конце 2023 – 50 гривен.


Аналитик Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев

InvestFuture.ru

Оцените материал:
(оценок: 39, среднее: 4.56 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Экономика Украины:

Поделитесь с друзьями: