Вице-президент «Лукойла» (LKOH) Леонид Федун неожиданно ушел на пенсию. Официально – «в связи с семейными обстоятельствами». Но вот совпадение: один из известнейших топ-менеджеров РФ покинул компанию всего через 2 месяца после Вагита Алекперова – того выбили санкциями.
Нас ждёт «одна большая «Роснефть»?
Владимир Путин и правительство решили национализировать «Лукойл» еще в прошлом году, полагают анонимные инсайдеры. А без скандала с Алекперовым и Федуном получить компанию, видимо, легче. Процесс займет год-два.
Однако в «Лукойле» достаточно серьезных управленцев, а национализация выгодна только Игорю Сечину, парируют в союзе нефтегазопромышленников и агентстве RusEnergy. «Поженить» «Лукойл» с «Роснефтью» (ROSN) и получить «монстра Франкенштейна» сейчас невыгодно. По их мнению, решение Федуна больше похоже на бегство от санкций.
Но есть еще один путь: «работает – не трогай». Это значит, что забирать «Лукойл» официально не будут, но на руководящих должностях появится больше лояльных властям управленцев.
Насколько вероятная национализация «Лукойла»?
Говорить о национализации рано, считают аналитики InvestFuture. Больше напоминает ситуацию с Магнитом (MAGN): его основатель Сергей Галицкий постепенно перестал заниматься компанией, а затем продал ее ВТБ (VTBR).
Однако с бизнесом «Лукойла», в отличие от Магнита, всё хорошо. Поэтому стоит посмотреть, каким же будет новый «Лукойл», в котором ключевые акционеры не входят в высший менеджмент.
К тому же, покупка этой компании — очень дорогая сделка. Доля Вагита Алекперова и Леонида Федуна стоит около $20 млрд. А у Роснефти чистый долг на уровне $79 млрд и соотношение «Чистый долг/EBITDA» около 1,8.
Где взять «лишние» $20 млрд? В РФ такие деньги есть только у Сургутнефтегаза (SNGS). Но они, скорее всего, пойдут на проект «Восток Ойл» Роснефти либо «Арктик СПГ» Новатэка (NVTK).
Уход Федуна ничего не изменит?
Скорее всего, изменит. Он единственный в нефтяном сообществе смело говорил о перспективах нефтепрома, необходимости снижать нефтедобычу в РФ и развивать «зеленые» технологии. Правда, прогнозы вице-президента «Лукойла» сбывались не всегда: например, он не так давно баррель нефти по $40-50, а в реальности он сейчас стоит больше $100.
Журналист Михаил Беляков, редактор Никита Марычев