По итогам 2020 года выручка X5 Retail Group возросла на 14,1% - до 1,98 трлн рублей, а чистая прибыль увеличилась на 45,3% - до 28,3 млрд рублей. Кроме того, X5 стала крупнейшей цифровой компанией онлайн-рынка продуктов питания по итогам минувшего года. На вопросы о том, каким образом компания планирует расширять свое присутствие и конкурентные преимущества, что является приоритетным направлением развития бизнеса в текущем и будущем году и существуют ли какие-либо риски для успешного развития бизнеса компании, эксперты ответили в рамках онлайн-конференции Finam.ru "Российский ритейл: тренды и вызовы постковидной реальности".
Мария Язева, руководитель направления, управление по связям с инвесторами X5 Retail Group, отметила, что ключевой приоритет стратегии компании – лидерство на рынке еды. "Наш фокус будет на трех ключевых направлениях: лидерство в ключевых клиентских миссиях, лучший клиентский опыт и сервисы на всех этапах клиентского пути. К 2023 году наша доля на рынке продуктовой розницы должна составить 15%, увеличившись с 12,8% в 2020 году. На рынке e-grocery мы планируем нарастить нашу долю до 20% к 2023 году. Мы ставим себе цель достичь лидерства по уровню цифровизации в индустрии с помощью лучших в ритейле мобильных интерфейсов, а также с помощью сервисов сквозной цифровизации внутренних процессов на уровне магазинов и управления цепочками поставок. К 2023 году доля цифровых бизнесов в выручке Х5 должна быть не менее 5%, а к 2030 - 20%", - добавила эксперт.
Кроме того, Мария Язева подчеркнула, что "в ближайшие 3 года основной фокус компании будет на усилении нашего бизнеса на рынке еды. Мы расширим границы нашего присутствия во всех сегментах. В основе нашей стратегии лежат наши конкурентные преимущества как крупнейшего ритейлера на продуктовом рынке страны, такие как закупочная сила и миллионы лояльных клиентов. Нам важно создать для наших покупателей цифровую инфраструктуру из бизнес-единиц и сервисов, чтобы присутствовать на всех этапах клиентского пути в еде. Это будет нашим преимуществом, как в конкуренции с традиционными сетями, так и с новыми экосистемными игроками.
Технологическое лидерство становится мощнейшим драйвером для нас и элементом конкурентного преимущества. Наша стратегия роста ключевого бизнеса во многом связана именно с цифровой трансформацией. 80 % наших инвестиций в цифровизацию идет именно на автоматизацию процессов нашего основного бизнеса".
Эмма Терченко, менеджер по связям с инвесторами X5 Retail, в свою очередь, отметила, что "на сегодняшний день стратегически важным направлением для себя X5 видит развитие своих бизнесов онлайн-доставки. За время пандемии многие оценили удобство доставки, X5 удалось поддержать этот тренд и стать лидером в сегменте доставки продуктов питания. В планах у X5 увеличение доли онлайна в выручке компании до 5% к 2023 году, дальнейшее развитие агрегатора доставки "Около" (запущен в ноябре 2020 года и включает в себя доставку из сетей X5, в ближайшем будущем к нему подключатся другие партнеры), а также увеличение присутствия X5 на всех этапах клиентского пути – от формирования потребности в покупке до написания отзыва на нее. Также X5 продолжит развивать основной бизнес. В 2021 году мы планируем открыть около 1400 магазинов "Пятерочка", 90 магазинов "Перекресток" и до 50 пилотных магазинов "Чижик". А также отремонтировать около 1500 магазинов "Пятерочка" и около 50 супермаркетов "Перекресток" в соответствии с новыми концепциями этих магазинов с более приятными интерьерами, зонами с кофемашинами, горячим хлебом, свежевыжатым соком и т.д. Также X5 в 2021 году примет решение о дальнейшем развитии сети жестких дискаунтеров "Чижик" по итогу пилотного проекта. Если он окажется успешным, с 2022 года начнутся массовые открытия магазинов сети "Чижик"".