Изучая мультипликаторы компаний, вы можете заметить, что некоторые из них помечены какими-то странными обозначениями — LTM и Forward.
Что это значит?
Аббревиатура LTM расшифровывается как Last Twelve Months. Такие мультипликаторы рассчитываются на основе показателей за последние 12 месяцев. Именно они чаще всего фигурируют в различных скринерах.
Обозначение Forward означает, что мультипликатор рассчитан на основе прогнозов на текущий или следующий год. Такие мультипликаторы называют форвардными. Как правило, для их расчета используются консенсус-прогнозы ведущих аналитических агентств.
Как рассчитать?
Чтобы наглядно показать разницу между обычными мультипликаторами и теми, которые рассчитаны по форвардному методу или методу LTM, рассмотрим схему их расчета.
Для примера возьмем мультипликатор P/E.
Стандартный метод его расчета таков. Берем текущую рыночную капитализацию компании (P) и делим ее на размер чистой прибыли (E), полученной компанией за финансовый год.
Например, капитализация компании сейчас равна 100 млрд. руб., а ее чистая прибыль за 2020 год составила 10 млрд. руб. Тогда P/E этой компании равен 10:
100 млрд. / 10 млрд. = 10
А теперь рассчитаем тот же мультипликатор P/E методом LTM.
Значение P у нас будет то же самое — текущая рыночная капитализация. А вот E поменяется. Для его расчета нам потребуются данные о чистой прибыли компании за последние 12 месяцев, то есть за последние 4 квартала.
Сейчас на дворе уже третий квартал 2021 года. Допустим, изучаемая компания уже опубликовала отчеты за первые два квартала этого года. Тогда для расчета E мы должны сложить чистую прибыль за 2 квартал 2021 года, 1 квартал 2021 года, 4 квартал 2020 года и 3 квартал 2020 года.
Подставив полученное значение E в формулу P/E, мы и получим P/E LTM.
А вот для расчета форвардного P/E отчеты вообще не потребуются. В качестве P снова возьмем капитализацию на текущий момент, а в качестве Е — прогноз по чистой прибыли компании.
Например, консенсус-прогноз аналитиков предполагает, что чистая прибыль компании из нашего примера по итогам года составит 20 млрд. руб. Тогда ее форвардный P/E будет равен 5:
100 млрд. / 20 млрд. = 5
Конечно, методами LTM и Forward можно рассчитать не только P/E, но и другие мультипликаторы. Схема расчета будет аналогичной.
Нужны ли эти мультипликаторы долгосрочному инвестору?
Конечно, да! Они помогают понять, насколько успешна компания в реализации своей бизнес-стратегии.
Но не забывайте: мультипликаторы, даже самые продвинутые, — это лишь один инструмент из общего аналитического арсенала, и принимать инвестиционные решения только на основе мультипликаторов ни в коем случае не стоит.
Аналитик Александр Резников, редактор Сергей Глушков
InvestFuture.ru