Туризм пострадал от пандемии COVID-19 сильнее других областей. Многие страны закрыли свои границы, а перевозчики массово отменяли рейсы! Да и сейчас ещё далеко не всё пришло в норму.
Круизные путешествия тоже попали под удар. Как же сегодня чувствуют себя круизные компании, готовы ли они восстановиться?
Давайте посмотрим на акции самых крупных операторов круизных путешествий, торгуемых на Санкт-Петербургской бирже — Carnival Corporation #CCL и Royal Caribbean cruises #RCL. А заодно на акции круизной компании Norwegian Cruise Line Holdings #NCLH. Правда, они торгуются только на Нью-Йоркской бирже.
Что с котировками акций?
Carnival Corporation — самый крупный оператор в мире. У него целых 87 круизных судов. Акции в результате пандемии обвалились на 80%. В марте 2020 года они резко упали с $50 до $10.
Сейчас цене удалось немного подняться: до $21 за акцию. Но о возврате к допандемийным значениям пока никто и не мечтает.
Рис 1. Курс акций Carnival Corporation.
Следующий крупный оператор — Royal Caribbean cruises. У него 42 круизных лайнера. С курсом акций та же история: в 2020 году котировки упали почти в 4 раза, со $125 до $25. Текущая цена около $83.
Рис 2. Курс акций Royal Caribbean cruises.
Третья круизная компания — Norwegian Cruise Line Holdings Ltd с 28 лайнерами. И её акции сегодня торгуются значительно ниже начала 2020 года.
Рис 3. Курс акций Norwegian Cruise Line Holdings Ltd.
Как видим, котировки всех трех компаний восстановились после изначального падения, но далеко не полностью.
Финансовые показатели
Тут тоже всё грустно уже 5 кварталов подряд. Ведь бизнес фактически не работает, и выручка близка к нулю. Денежные потоки двигаются только благодаря финансовым активам. А ещё оплате долгов, обслуживанию и продаже простаивающих кораблей.
Поэтому считать классические мультипликаторы даже не будем. Какой в этом смысл, если нет выручки? Попробуем лишь оценить, кто меньше пострадал от кризиса. А для этого рассчитаем следующие показатели:
-
Отношение суммарных убытков за 5 кварталов к текущей капитализации;
-
Рост чистого долга в процентах к докризисному периоду;
-
Отношение чистого долга к капитализации.
|
|
Суммарный убыток / капитализация |
Чистый долг / капитализация |
Рост чистого долга |
|||
Carnival |
0,58 |
0,98 |
78% |
||||
Royal Caribbean cruises |
0,46 |
0,82 |
4% |
||||
Norwegian Cruise Line Holdings |
0,45 |
1 |
32% |
Рис. 4. Финансовые показатели круизных компаний.
Как видим, худшие показатели у Carnival. Лучшие у Royal Caribbean cruises, которая умудрилась набрать меньше всего долгов.
Какие перспективы?
Некоторые лучи позитива есть. Недавно Carnival отчиталась за 3 квартал 2021 года, и там уже стала прорисовываться выручка в $546 млн. Откуда? Компания начала брать предоплату за будущие круизы в 2022-23 годах.
В своём пресс-релизе компания сообщила: объем бронирований на вторую половину 2022 года больше, чем на вторую половину 2019 года. Есть надежда, что после снятия ограничений отложенный спрос реализуется по максимуму, и круизные компании заработают рекордную выручку.
Но насколько это реально?
Мнение аналитиков InvestFuture
Последние кварталы круизный бизнес простаивает и лишь накапливает убытки. Но есть надежда на улучшение ситуации в следующем году, компании уже начинают брать предоплату за билеты.
Однако тут важно понимать две вещи.
-
Нет никакой гарантии, что ограничения не продлятся ещё на пару лет.
-
За период простоя компании успели продать часть кораблей, потратить свои резервы и набрать долгов. Поэтому даже при восстановлении круизов и с учётом отложенного спроса они уже не будут так хороши, как до кризиса.
Аналитик Иван Черненко, редактор Никита Марычев.