Популярный сегодняшний тренд — “зеленая” политическая повестка. Уменьшим экологический ущерб окружающей среде! Для этого развитые страны пытаются контролировать, в частности, объём выбросов метана в атмосферу. Но итог — всё новые ограничения для производственных, нефтяных и газовых компаний.
И вот этой осенью мы увидели: переход Европы на альтернативную энергетику не решает всех проблем. Резкий рост цен на газ — яркое тому подтверждение.
2 ноября на климатическом саммите в Глазго президент США Джо Байден подписал декларацию: к 2030 году выбросы метана в атмосферу надо снизить на 30%. Этот документ подписали ещё более 100 стран, в том числе лидеры по выбросам метана: Индонезия, Пакистан, Мексика, Нигерия. А вот Китай, Россия и Индия присоединяться к соглашению не стали.
Рис. 1. Крупнейшие производители метана, подписавшие и не подписавшие декларацию по снижению его выбросов к 2030 году. - Источник Bloomberg Green
По прогнозам Bloomberg Green, соглашение снизит темпы роста средней мировой температуры на 0,2°С к 2040 году. На первый взгляд, это изменение незначительно. Но оно окажет огромное влияние на многие вещи: частоту катастрофических погодных явлений и неурожаев.
А по мнению коалиции за климат и чистый воздух (Climate and Clean Air Coalition), снижение выбросов приведет к уменьшению смертей от респираторных заболеваний и повысит урожайность сельскохозяйственных культур уже к 2030 году.
Рис. 2 Прогнозное влияние соглашения по снижению выбросов метана. - Источник Bloomberg Green
Метан (CH4) — бесцветный газ без запаха, который используется в быту. Является вторым парниковым газом после углекислого. Он обладает более высоким потенциалом улавливания тепла, чем CO2, но и разрушается в атмосфере быстрее. А значит, снижение объемов выбросов метана действительно может замедлить повышение средней мировой температуры.
Около 60% всех выбросов метана — это деятельность человека, остальное, остальное выделяется болотами. Лидеры по объемам выбросов метана:
Сельское хозяйство. Метан производится за счет кишечной ферментации животных и обработки навоза.
Нефтегазовая и угольная промышленность. При добыче и транспортировке топлива происходят утечки метана.
Отходы на мусорных свалках. Они гниют и выделяют немало метана.
Рис. 3 Лидеры по выбросам метана на 2 ноября 2021.
А теперь посмотрим, в каком из этих секторов производство метана можно сократить.
Сельское хозяйство — точно нет. Население Земли растет, за ним растёт и уровень потребления. Производители сельхозпродукции не уменьшат количество животных на фермах, иначе вырастут цены на продукты и может наступить голод.
Свалки и мусоросжигающие полигоны — самый дешёвый способ утилизации отходов. Пока не заметно, чтобы они исчезали. Наоборот, их становится всё больше.
Болота тоже никуда не денутся.
Получается, снизить производство метана удастся, лишь ограничив нефтегазовую отрасль. Это единственная индустрия, где объем производимых выбросов можно отследить. Сейчас почти все крупные производители газа и нефти инвестируют в проекты ВИЭ — возобновляемых источников энергии. А также внедряют “зеленые” технологии, чтобы снизить выбросы природного газа.
Так что, хотя многие страны и уменьшить уровень выброса метана в атмосферу, совокупный объем выбросов всё равно будет расти. В частности, по причине роста потребления.
Рис. 4. Спрос на нефть и газ по прогнозам Международного энергетического агентства.
Так можно ли снизить спрос на нефть к 2030 году? Да, но только при реализации сценария Net Zero — “зеленый”. Для этого нужно резко уменьшить потребление ископаемого топлива, заменив его на природный газ во всех мировых регионах. И сделать это надо уже к 2025 году.
Ещё вариант по снижению выбросов газа — уменьшить утечки при добыче и транспортировке. С проблемами могут столкнуться те компании, которые используют устаревшее оборудование и технологии для транспортировки.
Декларация по снижению выбросов метана — это новые обязательства и проблемы для нефтегазовых компаний. Именно им придется увеличить расходы на инфраструктуру, чтобы не допускать утечек.
А вот трубопроводные компании выиграют, поскольку спрос на газ только увеличится от внедрения всех этих “зелёных” мер.
Поэтому проанализируем три самых крупных трубопроводные компании из США, специализирующиеся на транспортировке нефти и газа:
Enbridge (ENB);
Enterprise Products Partners (EPD);
Kinder Morgan (KMI).
По трубам Enbridge проходит около 25% сырой нефти, произведенной в Северной Америке, и 20% потребляемого в США газа. За 2020 год выручка компании уменьшилась с $50 млрд до $39 млрд: на 22% по сравнению с предыдущим годом. Это связано с пандемией и остановкой производств. Но за третий квартал 2021 года выручка вернулась к тому же значению.
Рис. 5 График котировок акций Enbridge
Не так давно компания объявила о слиянии со Spectra Energy образовав крупнейшее на континенте трубопроводное предприятие. Из-за объединения компания выплатила пониженные дивиденды в размере 2,5%, хотя исторически она платит около 6,5% в год. По этой причине курс акций сейчас находится в фазе коррекции.
Рис. 6 График Enterprise Products Partners
Эта компания владеет трубопроводом протяженностью около 50 тысяч миль. В 2018 году выручка компании составила $36,5 миллиардов и равномерно снижалась вплоть до 2020. Однако сегодня выручка за последние 12 месяцев составляет $36,48 миллиардов, что говорит о восстановлении бизнеса.
Enterprise Products Partners с 2017 года в среднем выплачивает 7-7,5% ежегодно в виде дивидендов. Это делает её привлекательной в глазах пассивных инвесторов.
Рис. 7. Денежные потоки Kinder Morgan
Kinder Morgan владеет трубопроводом протяженностью 83 тысячи миль. В 2020 году выручка уменьшилась на 12% по отношению к 2019 году: до $11,7 млрд. Но за последние 12 месяцев восстановилась: выросла по отношению к 2020 году на 31%. Сейчас она составляет $15,3 млрд.
С 2018 года компания платит около 6% в виде дивидендов в год, это повышает к ней интерес.
Итак, давайте сравним компании Enbridge, Enterprise Products Partners и Kinder Morgan, чтобы решить, какая из них выглядит лучше других
По графикам этих трех компаний видно что котировки вернулись на допандемийные уровни. Это говорит об общем оптимизме инвесторов, которые верят в высокий спрос на газ и нефтепродукты в будущем.
Но скоро должны вступить в силу новые ограничения по метану. Как они отразятся на деятельности этих компаний?
Капитальные затраты временно вырастут, в итоге дивиденды снизятся;
Спрос на газ существенно увеличится, так что и выручка владельцев трубопроводов тоже. Этот фактор толкает дивиденды в сторону роста.
Вот почему при сравнительном анализе нужно будет обратить особое внимание на операционную рентабельность. Сравним мультипликаторы. Поскольку мы ожидаем, что у трубопроводных компаний могут возникнуть дополнительные расходы, то отбираем компании с наибольшим запасом надежности, меньшей долговой нагрузкой и наиболее свободным денежным потоком.
Рис. 8 Мультипликаторы компаний
Какая же компания лучше других?
Наиболее привлекательна для инвестиций Enterprise Products Partners. Мультипликатор Net Debt/EBITDA показывает наименьшее значение, при самой высокой рентабельности капитала по сравнению с конкурентами.
Рис. 9. Оценка справедливой стоимости Enterprise Products Partners.
Исходя из оценки по сравнительному методу, справедливая стоимость акций Enterprise Products Partners составляет $32,93. Это на 40,21% выше текущей рыночной цены $23,11. Поэтому эти акции кажутся самыми интересными.
К сожалению, акции Enterprise Products Partners доступны только квалифицированным инвесторам.
Давайте посчитаем методом сравнительного анализа справедливую стоимость акций KMI, которые доступны “неквалам”.
Рис. Расчет справедливой стоимости Kinder Morgan
С помощью сравнительного подхода мы получаем, что справедливая стоимость акции Kinder Morgan составляет $13,64. Это на 23.6% ниже текущей рыночной стоимости: $16,86. В последнем квартальном отчете у компании обнаружились проблемы с текущей ликвидностью, а коэффициент Current Ratio снизился до 0,5 при норме значений в отрасли 0,7-0,8.
Всё это может вызвать трудности с обслуживанием текущих обязательств что и создает опасения аналитиков в отношении будущих прибылей Kinder Morgan.
Если ликвидность компании в следующем квартальном отчете выровняется, то аналитики InvestFuture после снижения цены акции до $13,64 будут ждать её восстановления до $15,27. Это может случиться к первому кварталу 2023 года.
Таким образом, акции кажутся привлекательными только для долгосрочных дивидендных инвесторов. При средней дивидендной доходности в 6% и с учетом исторических темпов роста компании долгосрочный инвестор может рассчитывать на среднегодовую доходность в ближайшие три года в размере 12%. Речь идёт об абсолютной доходности: рост + дивиденды.
Вывод. Итак, принятие декларации по снижению выбросов метана — это еще один важный шаг на пути к “зеленому” будущему. После подписания соглашения правительства стран на локальных уровнях должны будут ввести системы поощрений, послабления и налоговые льготы, чтобы бизнесу было выгодно модернизироваться и снижать выбросы.
Бенефициарами данного процесса могут выступить компании, владеющие газопроводами. Самая интересная из них — EPD. Её акции могут вырасти свыше чем на 40%, но она недоступна неквалифицированным инвесторам.
А вот KMI, которую может купить любой российский инвестор, способна принести лишь 12% абсолютного дохода.
Сегодня на западе все больше набирает популярность социальное инвестирование, исходя из ESG-рейтинга. Чем больше позитивное влияние компании на экологию и социальное развитие, тем выше её инвестиционный рейтинг. Возможно, в недалеком будущем по таким рейтингам и будут оцениваться компании, деятельность которых связана с выбросами метана.
Пишите в комментариях: какие “зеленые” решения вам кажутся наиболее перспективными для экологии?
Аналитик Александр Холодов, редактор Никита Марычев.