InvestFuture

Продолжит ли рынок психологической помощи рост после пандемии?

Прочитали: 1812
Из-за пандемии жизнь стала более тревожной и неопределенной. Потеря работы, растущая инфляция, появление новых штаммов вируса — все это причины для стресса, который негативно влияет на здоровье. Согласно отчету Американской психологической ассоциации, из-за длительного стресса большинство американцев столкнулись с проблемами лишнего веса и повышенного потребления алкоголя.

Лучший помощник в борьбе со стрессом — психолог. Давайте посмотрим, как вырос сектор психологической помощи за время пандемии и за последние 5 лет.

Тенденции рынка

Только в России за время пандемии количество обращений за психологической помощью увеличилось от 10% до 30% в зависимости от региона. В основном обращались женщины — 74,9%. Возрастная группа —люди 29-50 лет.

По данным Allied Market Research, сейчас объем мирового рынка психического здоровья равен $383,3 млрд, а к 2030 году он вырастет до $537,9 млрд. Среднегодовой темп роста составит 3,5%. 

В то же время, глобальный рынок психологических онлайн-консультаций был равен в 2020 году $2,36 млрд. По прогнозам, к 2028 году он увеличится на порядок: до $23,49 млрд. Среднегодовой рост составит 31,8%.

На развитие рынка влияют следующие факторы:

  • развитие онлайн-услуг;

  • лёгкий доступ к консультациям со смартфона;

  • рост уровня стресса из-за пандемии.

Взглянем на график ETF EDOC, который включает акции 40 компаний сегмента телемедицины, работающих по всему миру.

Рис. 1. График ETF EDOC, источник: TradingView
Рис. 1. График ETF EDOC, источник: TradingView

Мы видим, что спрос на акции онлайн-медицины показывал бурный рост с августа 2020 года, а его пик пришелся на начало февраля 2021 года. Затем, с окончанием основного периода локдаунов, быстрый рост выручки замедлился, а ожидания инвесторов снизились. Это выразилось в плавной нисходящей тенденции котировок этого фонда.

Со второй половины ноября мы видим более резкое снижение. Оно связано с выходом в Китае закона, который сильно ограничивает деятельность компаний телемедицины. Поэтому о росте этого сегмента мы пока можем говорить только в контексте Северной Америки и развитых стран Европы.

Акции каких компаний сектора может купить инвестор?

Российскому неквалифицированному инвестору на СПб Бирже доступно три компании:

  • пионер телемедицины Teladoc Health;

  • сервис онлайн помощи людям с психическими расстройствами LifeStance Health;

  • социальная сеть для медицинских работников Doximit, которая позволяет врачам предоставлять онлайн-услуги пациентам.

Рассмотрим эти компании подробнее.

Teladoc Health (TDOC) 

Teladoc Health — один из основных игроков на рынке телемедицины США. Компания предоставляет услуги виртуального ухода за больными и онлайн-консультации. Доход формируется за счет выплат от страховых компаний, которые согласно страховке покрывают медицинские расходы клиентов. Teladoc Health владеет множеством брендов, в том числе платформой для предоставления медицинской помощи Better Help

За 9 месяцев 2021 года выручка Teladoc составила $1,47 млрд. Это на 108% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако, согласно отчетности по американскому стандарту бухгалтерского учёта US GAAP, компания все еще в минусе. Чистый убыток за 9 месяцев вырос на 350% и составил $437 млн, что говорит об агрессивном росте компании. Основной статьей операционных расходов стали затраты на разработку и усовершенствование продукта: за год они увеличились на 231%.

Рис. 2. Курс акций Teladoc Health, источник: TradingView
Рис. 2. Курс акций Teladoc Health, источник: TradingView

С начала года акции упали на 60%. В первую очередь, их курс снизился из-за ожиданий роста вакцинации населения планеты. Видимо, инвесторы решили, что карантины закончились и спрос на телемедицину сильно снизится.

LifeStance Health Group (LFST)

LifeStance Health Group — это сервис дистанционной медицинской помощи людям с психологическими проблемами. В мае этого года он провел IPO.

Основной источник дохода — выплаты страховых компаний. За 3 квартал 2021 года выручка выросла выросла на 70% до $174 млн за счет роста клиентской базы. Чистый убыток составил $120 млн против $3,3 млн в 3 квартале 2020 года.

Рис. 2. Курс акций LifeStance Health Group, источник: TradingView
Рис. 3. Курс акций LifeStance Health Group, источник: TradingView

Сейчас котировки находятся ниже цены размещения на 60%. Снижение произошло в основном из-за многочисленных судебных исков от адвокатских бюро, ведь компания заявляла завышенные ориентиры по росту, а это грозит ей штрафами.

Последнее значимое падение акций произошло 5 ноября. Реализация программы вознаграждения сотрудников опционами на акции компании привела к “разводнению” ее бумаг и снижению их котировок. 

Doximity (DOCS)

Doximity — социальная сеть для медицинских работников. Помимо продажи рекламы на своей платформе, она предоставляет врачам сервис для онлайн-консультаций. За 3 квартал выручка составила $79 млн и выросла на 76% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль выросла до $36 млн, увеличившись на 45%.

Рис. 3. Курс акции Doximity, источник: TradingView
Рис. 4. Курс акции Doximity, источник: TradingView

23 июня компания провела IPO, акции тогда стоили $20-23. Сегодня они торгуются по $59, что означает рост на 156%.

Хотя после IPO прошло мало времени, 48,5% публично торгуемых акций компании уже скупили институциональные инвесторы. Это говорит о привлекательности компании для профессионалов.

Сравнение компаний по мультипликаторам

Посмотрим на сильные и слабые стороны этих компаний. Наиболее стабильно выглядит Doximity. Расширение своего бизнеса в сторону телемедицины положительно сказалось на доходах компании. Как следствие, мы видим высокую рентабельность в 151,2%.

По показателям операционной маржинальности LifeStance и Teladoc находятся близко к планке -30%, что говорит о значительных операционных расходах. Эти компании находятся на стадии быстрого роста и много средств вкладывают в разработку продукта и маркетинг. Этим они отличаются от Doximity — признанного лидера рынка в сегменте социальных сетей для медицинских работников.

Рис. 4. Мультипликаторы компаний.
Рис. 5. Мультипликаторы компаний.

Посмотрим на долги компаний.

Обязательства LifeStance по большей части сформированы из конвертируемых привилегированных акций и пока не вызывают опасений по поводу разводнения или проблем с обслуживанием долга.

У Teladoc долговой капитал состоит из старших конвертируемых нот, а соотношение обязательств к активам без учета гудвилла составляет 52%. Это также в пределах нормы.

Только у Dоximity долговая нагрузка действительно низкая, но у компании наблюдается другая проблема — переизбыток ликвидных активов. Их размер составляет $663 млн, в то время как общая сумма активов $869 млн. А значит, компания, скорее всего, будет снова расширяться и поглощать другие бизнесы. Это позволит ей избежать критики об удержании большого количества ликвидных рыночных инструментов на балансе.

Текущие котировки Doximity по консенсус-оценке имеют потенциал для роста в 20%. Основанием для такой оценки является стабильный рост бизнеса.

Консенсус-прогнозы по Teladoc и LifeStance — 83,11% и 151,61% соответственно. Это куда выше Doximity. Но стоит учесть, что котировки этих двух компаний крайне волатильны и сильно коррелируют с динамикой распространения коронавируса. Как только ситуация с пандемией усложняется, доходы компаний существенно возрастают из-за большего спроса на онлайн-психологию, и наоборот. Поэтому инвестиции в них связаны с повышенным риском.

Насколько интересны такие акции инвесторам?

Мнение аналитиков InvestFuture

С началом пандемии в 2020 году инвесторы смогли более реально оценить рынок психологической помощи благодаря бурному росту компаний этого сектора. Ранее такие услуги оказывались в основном отдельными специалистами в рамках частной практики, и сегмент с трудом поддавался прогнозированию. 

Сегодня рынок онлайн-психологии можно считать сравнительно молодым, если обратить внимание на темпы роста лидеров индустрии: Teladoc и LifeStance. Потребителям еще только предстоит привыкнуть к онлайн-сеансам психотерапии. Именно поэтому мы видим спады продаж при снятии карантинов и рост при распространении новых штаммов коронавирусной инфекции. Значит, потребители услуги всё ещё предпочитают офлайн-формат.

При этом, помимо онлайн-консультирования, компании из сферы телемедицины пробуют расширять бизнес в сторону онлайн-продажи лекарств, которые можно купить по назначению врача во время онлайн-консультации. Также компании развивают коммуникационные сервисы типа мессенджеров для общения с лечащим специалистом.

По снижению котировок компаний телемедицины на фоне отмены карантинных ограничений мы видим здоровый скепсис со стороны инвесторов в отношении медицинских онлайн-услуг. С другой стороны, налицо рост выручки каждой из рассмотренных компаний в районе 70% за третий квартал. Это подтверждает сильную тенденцию к росту и желание людей получать медицинские консультации онлайн.


Аналитик Александр Холодов, редактор Никита Марычев.

InvestFuture.ru

Оцените материал:
(оценок: 40, среднее: 4.55 из 5)
InvestFuture logo
Продолжит ли рынок

Поделитесь с друзьями: