Ситуация с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК) вроде нормализовалась: Россия сняла ограничения на его работу. Можно выдохнуть и вернуться к вопросу о курсе тенге: какой он будет к концу года?
Аналитики называют разные цифры, но уверены в одном: возвращение пары USD/KZT к уровням июня, когда за $1 давали 425 тенге, не ожидается.
Потому что доллар укрепляется глобально: все ждут рецессию и вкладываются в этот «защитный актив». Да и COVID-19 понемногу снова дает о себе знать: количество заболевших по всему земному шару опять растет. Например, в Китае начали поголовное тестирование всех жителей.
Если придет новая волна ковида, спрос на энергоресурсы сократится — и, как следствие, уменьшится валютная выручка РК.
Помимо этого, внутри Казахстана растет спрос на «баксы», причем не только из-за сезона отпусков. Народ скупает недвижимость в Турции, казахстанцы уверенно держатся в топ-5 инвесторов в турецкую недвижимость, причем обогнали, казалось бы, вечных лидеров — Россию и Узбекистан.
С учетом всего этого аналитики пророчат курс 465-485 тенге за $1. При этом в уточненном проекте республиканского бюджета на 2022 год расчетный курс доллара равен 460 тенге.
Как только экспорт Казахстана будут покрывать импорт.
«Но это же давно произошло!» Да, так и есть: в 2021 году товарооборот Казахстана сложился на уровне $101,5 млрд, из них экспорт $60,3 млрд, импорт $41,1 млрд. А по итогам 5 месяцев текущего года товарооборот страны составил $51,3 млрд, из них на экспорт пришлось $34,2 млрд, на импорт —17,1 млрд.
Чтобы тенге стал вполне самостоятельным, желательно больше производить товары и услуги внутри страны и продавать их за рубеж за валюту. Пока же РК продает в больших объемах нефть и прочее сырье, цены на которые диктует мировой рынок. Напомним: доля нефтяных поступлений в структуре доходов Казахстана все еще составляет около 60%.
Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев