Международное энергетическое агентство считает, что добыча нефти в России в 2022 может упасть до 18-летнего минимума — 9,6 млн баррелей в сутки. В 2021 году суточный показатель был на уровне почти 10,9 млн баррелей.
Основные причины снижения добычи — санкции и нехватка хранилищ. Ситуация может усугубиться, если международные ограничения продолжат сдерживать покупателей, а ЕС введет эмбарго на нефть из РФ.
Сокращение уже началось. В апреле добыча снизилась почти на 9% относительно марта. Ситуация отразилась на Роснефти, Башнефти, Газпронефти и Сургутнефтегазе. Избежать снижения удалось только Лукойлу. Компания смогла нарастить производство на 0,5%. Возможно, этому поспособствовали европейские НПЗ Лукойла.
Между тем вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что ситуация уже стабилизируется. По его словам, добыча в мае увеличилась по сравнению с апрелем, показатели должны частично восстановиться. Правда, конкретных цифр он не привел.
Как сократят, так и нарастят?
Все не так просто. Если нефть никто не покупает, остается несколько вариантов: заполнять хранилища (а они уже переполнены) или просто сжигать добытую нефть, что, очевидно, дает только убытки. Есть и третий вариант — остановка скважин. Но это самый страшный сон нефтяников. Закрытие скважины, пускай и временное, означает ее ликвидацию.
Вот что об этом говорит шеф-редактор InvestFuture Евгений Попов. Нефть добывается из пористых пород. Как только скважину закрывают, она легко засоряется. Также это приводит к изменению давления в породах, что может навсегда убить скважину. Взять и пробурить рядом новую — дорого и требует доступа к технологиям.
Если закрыть старую скважину, которая со временем уменьшает объем отдачи, то в будущем ее вряд ли удастся возобновить по крайней мере до рентабельного уровня. Поэтому нефтяникам выгоднее сжигать лишнюю нефть, чтобы не закрывать скважины. Выбор у них в любом случае такой: убытки или большие убытки?