Пандемия сильно изменила нашу обычную жизнь. Если раньше многие из нас скептически относились к разного рода онлайн-курсам и удаленному обучению, то сейчас это стало общепринятой практикой. Преподаватели ведут предметы с помощью Zoom, Google Meet, Microsoft Teems и других сервисов для удаленной работы. Получили большую популярность разные онлайн-курсы и, соответственно, компании индустрии Edtech: по данным HolonIQ, на начало 2022 года в мире насчитывается 33 “единорога” — компаний, получивших оценку в $1 млрд и более.
По оценкам HolonIQ, к 2025 году суммарные затраты на образование со стороны правительств, работодателей и потребителей достигнут объема в $7 трлн благодаря развитию онлайн-сегмента. Например, рынок онлайн-курсов, который в 2020 году оценивался в $6,8 млрд, по данным Mordor Intelligence, вырастет до $18,9 млрд к 2026 году, ежегодный темп роста 16,3%.
Сейчас, когда мы уже прожили более двух лет при пандемии COVID-19, стоит посмотреть, как Edtech-индустрия себя чувствует. Для этого взглянем на динамику The Global X Education ETF (EDUT), который инвестирует в компании, предлагающие продукты и услуги образования.
Как можно увидеть из графика выше, пик спроса на акции пришелся в феврале 2021 года. Затем, с окончанием основного периода локдаунов и снятием ограничений, спрос начал уменьшаться. Инвесторы ожидали снижения финансовых результатов и темпов роста компаний из-за того, что многие люди станут меньше учиться онлайн. Также на рынок повлиял запрет китайских властей, ограничивающий частное репетиторство в Китае.
В итоге Edtech-компании чувствуют себя неважно: падение за год составило 60%. С начала года снижение продолжается из-за предстоящего повышения ставки ФРС, что приведет к повышению доходности менее рискованных инструментов, например облигаций, и перетоку средств в такие инструменты.
Поэтому давайте посмотрим на публичных представителей сегмента онлайн-образования, доступных на СПБ бирже, и попробуем найти интересные компании.
Сhegg (CHGG)
Chegg управляет платформой для помощи студентам школ и университетов, обучающимся дистанционно. Предоставляет услуги онлайн-репетиторства, помощь в решении заданий, в проверке текста на грамматические ошибки и плагиат, а также дает возможность купить или арендовать учебники.
За 9 месяцев выручка компании выросла на 29% по сравнению с 9 месяцами 2020 года и составила $569 млн. Чистый убыток составил $26 млн против $32 млн за аналогичные 9 месяцев 2020 года, компания пока убыточна.
Акции компании переживают не лучший период: на пике в феврале 2021 года цена достигала $113 из-за перехода студентов на дистанционное образование, а сейчас бумаги торгуются по $25, что ниже мартовских минимумов 2020 года. Сильному снижению способствовали финансовые результаты, не оправдавшие прогнозы аналитиков. С начала этого года акции уже потеряли 18%.
Stride (LRN)
Американская Stride предлагает услуги по дистанционному обучению для школьников в виртуальных классах как альтернативу классическим школам, но при этом сотрудничает с ними. Также предоставляет карьерное обучение для желающих улучшить свои навыки.
За 6 месяцев рост выручки составил 8% и был равен $810 млн, но чистая прибыль снизилась на 2,2% до $36 млн.
С начала года акции упали на 18%: до $27 за штуку. В августе 2020 они выросли на 85% из-за новости о разработке платформы для онлайн-обучения Indiana Gateway Digital Academy совместно со школой Clarksville Community Schools. Но спустя месяц акции упали на 50% вследствие прекращения сотрудничества с одной из школ.
2U Inc (TWOU)
2U является ключевым партнером для государственных университетов и других учебных заведений. Создает и развивает инфраструктуру для перевода учебных курсов в онлайн-формат, поддерживает более чем 550 образовательных программ, включая дипломы о высшем образовании, степени бакалавра, профессиональные сертификаты и др. Также предоставляет премиальные онлайн-курсы для студентов, желающих повысить свою квалификацию.
За 9 месяцев 2021 выручка выросла на 25% до $702 млн. Был получен убыток в размере $127 млн, но это меньше, чем годом ранее: $179 млн. Так что компания пытается улучшить свое состояние.
Акции с начала года упали на 25% и сейчас торгуются по цене $15, что равно мартовским минимумам 2020 года. Что интересно, за 4 года акции потеряли в цене 85%: в 2018 году их стоимость достигала $100.
Акции 2U очень волатильны. Например, во время публикации отчетности за 2 квартал 2019 года они упали на 54%, так как менеджмент повысил ожидаемые убытки почти в 2 раза. А ещё компания сотрудничала с университетом Южной Калифорнии, который продавал магистерские онлайн-программы по таким же ценам, что и офлайн-программы студентам из бедных семей. В итоге те влезли в большие долги, согласно расследованию Wall Street Journal.
Coursera (COUR)
Coursera является одной из крупнейших платформ для онлайн-образования с 92 млн зарегистрированных пользователей. Выручка компании формируется за счет продаж сертификатов пользователям и дипломов о прохождении программ обучения, разработанных совместно с университетами, а также подписок корпоративных клиентов. В апреле 2021 года компания провела первичное размещение своих акций.
За 9 месяцев прошлого года выручка компании увеличилась на 57% по сравнению с 9 месяцами 2020 года и составила $300 млн. Однако и чистый убыток вырос в 2,4 раза: с $40 млн до $97 млн.
Сейчас акции снизились на 27% с начала года, а с момента размещения на бирже на 60%. Причина — снижение интереса инвесторов к технологичным акциям из-за предстоящего роста ставок ФРС. Компания, как упоминалось ранее, все еще является убыточной.
TAL Education Group (TAL)
TAL Education Group предоставляет услуги онлайн-репетиторства в Китае. Услуги включают онлайн-классы для небольших групп студентов, индивидуальные премиальные сервисы и онлайн-курсы.
Компания опубликовала отчёт 2021 фискальный год. Выручка увеличилась на 37% по сравнению с прошлым годом: до $4,5 млрд, а чистый убыток подрос со $127 млн до $143 млн.
С пиковых значений февраля 2021 акции упали на 97% из-за запрета китайских властей на частное репетиторство, а также возможного делистинга китайских компаний с бирж США. Если посмотреть на динамику акций с начала 2022 года, то она тоже неутешительна: падение на 30%.
Сравнение по мультипликаторам
Рассмотрев основных игроков онлайн-образования, сравним их мультипликаторы и посмотрим, кто является сейчас наиболее интересным для инвестирования. Сразу стоит уточнить, что TAL Education Group не попадет в разбор по двум причинам: не опубликована актуальная отчетность и деятельность ведется на китайском рынке, который отличается от американского.
Рис. 6 Сравнение компаний онлайн-образования. Источник: Blackterminal
На данный момент по мультипликатору P/S наиболее дешевым оказалась Stride. При этом компания является прибыльной, в отличие от Coursera и 2U, что делает ее более привлекательной по сравнению с остальными. Однако она почти в 2 раза отстает от конкурентов по валовой рентабельности.
Chegg за последние 12 месяцев тоже зафиксировала прибыль, а из-за отрицательного чистого долга её показатель Net Debt/EBITDA лучше, чем у Stride. Но и стоит Chegg дороже: 4,54 против 0,90. Поэтому наиболее интересна с точки зрения инвестиций сейчас Stride.
Мнение аналитиков InvestFuture
Пандемия дала огромный толчок развитию рынка онлайн-образования. Спрос вырос на услуги как платформ онлайн-курсов, так и компаний, создающих инфраструктуру для проведения дистанционной учебы школам и университетам. Можно с уверенностью сказать, что дистанционное образование прочно закрепилось в нашей жизни и его достоинства люди оценили, поэтому оно никуда не уйдет. А это значит, что индустрия будет и дальше расти и развиваться. Но выросла и конкуренция между компаниями на этом рынке, поэтому при инвестировании стоит выбирать устойчивые и перспективные компании, для которых даже будущее повышение ставок ФРС не сильно ударит по финансовым результатам.
Пока, до первого повышения ставок, лучше воздержаться от инвестиций в технологические компании, так как рынок может сильно скорректироваться, что мы видим уже сейчас: индекс NASDAQ Composite, включающий акции технологичных компаний, снизился на 14,55 с начала года.
Аналитик Илья Филиппов, редактор Никита Марычев.