Возможные санкции против НКЦ пугает инвесторов уже давно. Например, всю прошлую неделю они активно избавлялись от электронных долларов и евро. Подлила масла в огонь и WSJ: ее источники сообщили, что НКЦ войдет в новый список блокирующих санкций США. Правда, информация не подтвердилась — новые санкции США пока обошли НКЦ стороной. Но не факт, что это надолго.
Что такое НКЦ?
Напомним: НКЦ — центральный посредник в системе валютных безналичных расчетов. Брокеры заключают сделки не друг с другом, а как раз-таки через НКЦ. А для этого они хранят в данной структуре свои средства. НКЦ, в свою очередь, хранит валютные средства на корсчетах в иностранных банках.
Что произойдет в случае санкций против НКЦ?
На Мосбирже с большой вероятностью будут приостановлены торги «подсанкционными» валютами. Однако инвесторов успокаивают — «ЦБ уже все продумал и к санкциям готов». Внебиржевые торги продолжатся, а курс валюты будут определять через банковскую отчетность и данные цифровых платформ внебиржевых торгов. То есть, появится некий российский аналог терминала Bloomberg, о котором журналисты Forbes писали еще летом.
При этом не все зависит от санкций против НКЦ. Отключение большего числа банков от SWIFT — это тоже может стать серьезным ударом. Ведь в этом случае число банков, которые в состоянии проводить реальные операции с «недружественными» валютами, может быть сведено к минимуму. А это неизбежное расширение валютных спредов и снижение ликвидности.
Снова ждем заморозки активов?
Кроме того, валютные средства НКЦ, как и резервы ЦБ, могут быть заморожены санкциями на неопределенный срок. А значит, и деньги инвесторов на брокерских счетах тоже подвергнутся заморозке. Так что торги-то, может, и продолжатся, но уже «без нас»: наших замороженных средств это касаться не будет.
Такое уже бывало, яркий прецедент — приостановка торгов швейцарским франком. В итоге средства на брокерских счетах многих клиентов до сих пор недоступны для конвертации в рубли или вывода на банковский счет. Жертвы данной проблемы даже создали чат в Telegram.
Доверяете ли вы своему брокеру?
Именно от него в случае введения санкций против НКЦ будет зависеть конвертация подсанкционных валют, это РБК Инвестиции выяснили у Мосбиржи. Так что не исключены новые «перегибы на местах».
Банковский счет спасет от санкций?
От рисков блокировки НКЦ вы свои деньги спасете, переведя их с брокерского счета на банковский. Однако остается риск введения блокирующих санкций против того банка, в котором вы храните валюту.
Долларовые инструменты под вопросом
Это касается широкого ряда инструментов, от акций иностранных компаний до евробондов России. Если инвестор захочет продать «недружественную» акцию, то, по идее, на свой брокерский счет он должен будет получить «недружественную» валюту. Но как это сделать, если торги такой валютой приостановлены?
С одной стороны, операции на СПБ бирже происходят через СПБ Клиринг. С другой, не совсем понятны взаимосвязи между СПБ Клирингом и НКЦ. Таким образом, здесь также присутствует риск застрять в «валютных» инструментах на неопределенный срок.
Что будет с валютными деривативами?
Тут две проблемы:
-
основная — если торги базисным активом не производятся, то как проводить торги по деривативу?
-
дополнительная — проблема с ликвидностью, которую пока не решили.
Гонконгский доллар — нам не друг
Многие до сих пор считают, что эта валюта может защитить их от санкций против НКЦ. Но о рисках гонконгского доллара мы своих подписчиков уже предупреждали — фактически без доллара американского работать он не может.
А введут ли санкции против НКЦ?
Блокировка НКЦ — серьезный шаг, который сделает расчеты по сделкам между Россией и Европой невозможными. Сейчас европейские покупатели должны расплачиваться за российские энергоресурсы рублями, а для этого они вынуждены покупать на Мосбирже рубли.
Допустим, Европа даже полностью откажется от покупки российских энергоресурсов и уже «спокойно» введет санкции против НКЦ. Но тогда Россия могла бы ввести условие оплаты в рублях, например, удобрений — и санкции пришлось бы снова снимать. Поэтому их введение пока выглядит не очень вероятным.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев