X5 Group (FIVE) хочет использовать не только собственные, но и сторонние онлайн-сервисы для доставки продуктов. Планируется, что партнеры помогут улучшить продажи.
Представитель X5 подтвердил: компания рассматривает доставку через крупных агрегаторов «в новых условиях рынка».
Кто придет на помощь X5?
У компании уже есть договоренности с «Яндекс.Едой», также ведутся переговоры со «Сбермаркетом», рассказали источники «Коммерсанта».
Кстати, X5 уже работает с другими сервисами онлайн-доставки. Например, два месяца назад началось сотрудничество с Delivery Club. Однако приложения Пятерочки, Перекрестка и Перекрестка Впрок пока остаются приоритетом. Компания планирует сотрудничать с другими сервисами в основном там, где не справляется со спросом.
Самый перспективный партнер – это Сбермаркет, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, поскольку он работает в небольших и отдаленных населенных пунктах. Но на этой площадке и конкуренция самая большая: Магнит, Metro, Auchan, Лента тоже хотят «присутствовать» в таких локациях.
X5 теряет позиции в онлайне?
Ещё с 3 квартала 2021 года Сбер лидирует на рынке доставки продуктов, по данным Infoline. Тогда в X5 заявили, что «намеренно не перегревают темпы роста онлайн-направления»: не вкладывают много денег в маркетинг и делают упор на экономическую эффективность.
Однако в 1 квартале 2022 года X5 сместилась уже на третье место в рейтинге интернет-продавцов товаров повседневного спроса. Их оборот составил ₽20,7 млрд. При этом Сбермаркет остался лидером — ₽28,4 млрд, второе место за Вкусвиллом — ₽21,7 млрд. Но Сбермаркет - агрегатор, в нём также торгуют Магнит, Лента и другие крупные ритейлеры. Так что в выручке есть доля нескольких компаний. А вот Вкуссвилл зарабатывает в онлайне на своих товарах.
И другие компании не так уж сильно отстают: у онлайн-сервисов Магнита ₽9,2 млрд выручки, у Ленты - около ₽9,4млрд. На Delivery Club и «Яндекс.Еду» приходится ₽8,5 млрд и ₽6 млрд соответственно.
Чтобы не утратить позиции, Х5 начала «шевелиться». В начале 2022 года компания пригласила руководить Digital-направлением бывшего управляющего e-commerce «Вкусвилла» Ларису Романовскую. А в марте был закрыт агрегатор доставки «Около» для «совершенствования операционной модели бизнеса». В X5 заявили, что сосредоточатся на экспресс-доставке и развитии системы объединенных дарксторов.
Главные конкуренты X5 — сервисы доставки
С одной стороны, у X5 все неплохо: выручка от экспресс-доставки в 1 квартале выросла по сравнению к прошлому году на 101%, от сервиса Vprok.ru — на 45%. При этом Экспресс-доставка доступна из 1 722 магазинов (включая 45 дарксторов) в 52 регионах.
Но и конкуренты не спят. Оборот онлайн-направления Магнита в 1 квартале составил 9,2 млрд руб: рост более чем в 10 раз за год. За счёт партнёрства с агрегаторами e-commerce «Магнита» охватывает 7 303 магазина и 21 даркстор в 66 регионах.
Таким образом, партнёрство с агрегаторами доставки может действительно много дать X5. Ведь такие сервисы помогают расширить охват Digital-направления, а также увеличивают выбор товаров, что привлекает новых покупателей, говорят в Delivery Club. Это выгодно и агрегатору, и магазину. Тогда, вместе с X5, Сбер продолжит лидировать в рейтинге по выручке.
Но внутри агрегатора будут конкурировать все основные ритейлеры России. Возможно, преимуществом будет продажа Сбербанку «Перекрёстка Впрок». Об этом сообщали ещё в середине февраля. Так компании совместно развивают экосистемные и цифровые продукты.
Так что главное сейчас для X5 — не упустить свой шанс.
Журналист Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев