В условиях высокой ключевой ставки в России бизнес сталкивается с серьезными финансовыми вызовами. Важно понимать, как правильно анализировать финансовую отчетность компаний, чтобы оценить их долговую нагрузку и стабильность.
Пока в России двузначная ключевая ставка, бизнесу сложно. А значит, стоит продолжать внимательно следить за финансовой нагрузкой. Вспомним, как это делать на примере строителей — Пика и Самолета.
Рекомендуем ознакомиться с разбором последней новостив нашем телеграм-канале: Пик хочет объединить акции в пропорции 100 к 1.
Что нас интересует?
Чистый долг = (Краткосрочные кредиты и займы + Долгосрочные кредиты и займы) — Денежные средства и их эквиваленты
Для расчета берут обязательства, связанные с заемным финансированием. Грубо говоря, если нужно платить проценты — это долг.
Эквиваленты денежных средств: ликвидные активы, которые можно быстро превратить в деньги. Например, банковские депозиты или ценные бумаги.
У Самолета #SMLT, чистый долг за 6 месяцев 2025 составляет ₽351 млрд при общем долге ₽704 млрд. У ПИК #PIKK чистый долг за 6 месяцев 2025 равен -₽387 млрд при общем долге ₽720 млрд (с учетом остатков на счетах эскроу).
Положение ПИК стабильнее: ее ликвидные активы покрывают обязательства.
Чистый долг может быть отрицательным. Это говорит о стабильном положении дел, но указывает на неэффективное использование ресурсов. Но обычно этот показатель используют в других формулах.
Этот мультипликатор показывает финансовую стабильность компании и способность обслуживать долговые обязательства.
ниже 3: нормальный коэффициент в международной практике;
3-4: умеренная долговая нагрузка;
выше 5: высокий риск проблем с платежеспособностью.
У самолета Чистый долг / EBITDA составляет 3,10. У ПИК он равен -0,63 (с учетом остатков на счетах эскроу).
Обе компании по этому показателю финансово стабильны. Но ПИК чувствует себя лучше.
Кредиторы часто ставят перед бизнесом условия, связанные с этим коэффициентом. Например, не превышать какое-то значение. Если условие нарушат, потребуют вернуть долг или повысят проценты. Эти условия называются ковенанты, информация о них также есть в отчетах.
Бывают долгосрочные (более 12 мес.) и краткосрочные. Последние опаснее: компания должна иметь достаточно средств на погашение. Если их слишком много, есть риск потери ликвидности, а в крайних случаях — банкротства.
Самолет: ₽477,9 млрд краткосрочных, ₽475 млрд долгосрочных;
ПИК: ₽590,6 млрд краткосрочных, ₽693,2 млрд долгосрочных.
Из-за более высокой долговой нагрузки (вспоминаем про чистый долг) Самолету значительно труднее исполнять обязательства.
Чем выше значение, тем больше компания финансируется за счет заемных средств. Для многих отраслей считается нормальным L/A 50% - при этом для строительных компаний и банковского сектора может быть нормой L/A 90%. Инвесторов интересуют:
Динамика. L/A растет = компания привлекает заемные средства, растут финансовые риски.
Насколько показатель отличается от средних по отрасли. Чем ниже, тем стабильнее положение бизнеса.
L/A у Самолета составляет 91,76%. У ПИК— 75,57%.
Обе компании в строительной сфере (напомним, там коэффициент может и до 90% доходить). Но позиция ПИК по сравнению с Самолетом выглядит более стабильной.
Если бизнес живет несколько лет, хотя процентные выплаты по долгам превышают прибыль до уплаты процентов и налогов — перед нами компания-зомби. Сохраняют их ради рабочих мест, либо по экономическим и социальным причинам. Бизнеса нет, бумаги есть.
Пример — Лензолото, продала все свои активы Полюсу, оставив на балансе лишь банковский депозит. С него, кстати, иногда выплачивают дивиденды.
Показатели одной компании мало что скажут инвестору. Чтобы оценить бизнес, сравнивайте показатели с другими эмитентами отрасли. Другие важные параметры для оценки — смотрите по ссылкам.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!