В 2021 году погода активно мешала множеству компаний вести бизнес:
ураганы и наводнения блокировали транспортные пути;
засухи, заморозки и пожары останавливали производства у компаний и их поставщиков.
При этом чем длиннее цепь поставщиков, тем выше риски. Шансы, что на одном из этапов товар «застрянет» из-за плохой погоды, сильно возрастает.
Bloomberg указывает, что в США в 2021 году убытки компаний от погодных явлений составили $101 млрд – третий по величине показатель за полвека. И это только застрахованные.
А ещё частые катаклизмы и глобальное «смещение» погоды мешают генерации энергии из возобновляемых источников. Например, в начале зимы Европа столкнулась с безветренной, но холодной погодой.
Что в итоге? Ветрогенерация встала, а спрос на газ и энергетический уголь резко выросли. Это ударило по транспортной отрасли: топливо дорожает, перевозки отменяются или становятся нерентабельными.
Дело непростое. Компаниям сейчас приходится одновременно делать несколько дел:
тратить деньги на борьбу с последствиями уже случившихся катаклизмов;
инвестировать в защиту от будущих;
повышать экологичность бизнеса для предотвращения кардинального изменения климата.
Пандемия COVID-19 тоже добавляет проблем, ведь многие границы на замке. Но она рано или поздно закончится, а вот природные катаклизмы продолжат негативно влиять на поставки и дальше.
Как отмечают в бизнес-школе при Массачусетском технологическом институте, менеджеры плохо подготовлены к таким сложностям. Порой они «даже не знают, где расположены их поставщики и как устроена их цепочка поставок».
Самый заметный эффект глобального потепления – в учащающихся природных катаклизмах. Как отмечает ТАСС в спецпроекте «Климатический хаос», климатические пояса постепенно сдвигаются, а это приводит к следующему:
изменения погоды становятся более резкими;
катаклизмы происходят менее предсказуемо;
увеличивается частота и сила аномальных природных явлений.
Самые свежие примеры:
ураган Ида, наделавший бед нефтяникам;
аномальные морозы в Техасе;
тайфун в Китае, закрывший международные порты.
Как минимум — тщательнее управлять логистикой и зависимостью продукта от стабильных поставок.
Например, в автомобильной индустрии собственное «местное» производство компонентов становится всё популярней. Компании модифицируют производство электроники, чтобы меньше зависеть от конкретных типов полупроводников и их поставок.
Тем не менее, несмотря на борьбу за снижение выбросов, серьёзные изменения климата стоит ждать ближе к 2030 году. Тем более на конференции ООН по изменению климата 2021 года представители стран не договорились ни о каких конкретных действиях.
В 2021 году в России был было около 1200 случаев опасных погодных явлений — рекордно много. Например:
пожары в Якутии, которые не затихали всё лето;
наводнения в Приамурье и Сочи;
жару и песчаные бури в Петербурге;
засуха на Урале.
В итоге ущерб может оказаться больше, чем в 2020 году, когда он составил 165 млрд рублей. Так считает врио главы МЧС России Александр Чуприян.
Многие из них получают высокие ESG-оценки от международных агентств, но в основном всё это только на бумаге.
Например: в декабре Северсталь (SHMF) заявила о продаже крупной угледобывающей компании Воркутауголь. Она напрямую заявила: выбросы Северстали в атмосферу таким образом снизятся, и компания «позеленеет». Но природе это мало поможет, ведь «Воркутауголь» продолжит работать и загрязнять атмосферу.
Пока что Россия планирует достигнуть углеродной нейтральности – избавиться от выбросов углекислого газа – к 2060 году.
При этом большая территория России — это длинные маршруты и большая географическая разнесённость производств. Многие заводы работают в регионах со сложным климатом, куда трудно добраться транспорту. В итоге погодные катаклизмы сильно влияют как на внутреннюю логистику, так и на экспорт и импорт.
Ближайшие годы могут стать очень непростыми для мировых цепочек поставок. Даже после пандемии проблема будет только нарастать.
Резко остановить глобальное потепление не получится, на это потребуются годы и десятилетия.
Для компаний расходы на непредвиденные обстоятельства и инициативы по их предотвращению будут расти.
Сложности в цепочках поставок будут давить на финансовое состояние компаний, и издержки могут вылиться в повышение цен для потребителей.
Аналитик Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев.