Казахстан перенаправил нефть в КТК на фоне форс-мажора по азербайджанскому Azeri Light

16:33 15.08.2025

Казахстан временно перенаправил экспорт сырой нефти с трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) на российский маршрут Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) мощностью 1,8 млн баррелей в сутки. Решение связано с загрязнением флагманской азербайджанской нефти Azeri Light, что привело к объявлению форс-мажора и нарушило поставки из Казахстана и Туркменистана по 1800-километровому маршруту, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на SP Global Commodities at Sea.

Казахстан перенаправил нефть в КТК на фоне форс-мажора по азербайджанскому Azeri Light

С конца июля поставки нефти через Каспийское море из Казахстана и Туркменистана прекратились, что вынудило Астану в большей степени использовать инфраструктуру КТК, проходящую через юг России.

По данным Platts, 13 августа премия Azeri Light к Dated Brent составила 45 центов за баррель, тогда как до выявления загрязнения она превышала 4 доллара. Средний объём отгрузки Azeri Light в сентябре прогнозируется на уровне менее 550 тыс. баррелей в сутки — ниже показателей первой половины 2025 года.

Ситуация подчёркивает уязвимость альтернативных экспортных маршрутов для стран Центральной Азии, стремящихся диверсифицировать поставки и снизить зависимость от российской инфраструктуры. Казахстан в последние годы наращивал экспорт по БТД, однако инцидент демонстрирует ограничения стратегии.

Источник загрязнения нефти остаётся неизвестным. BP совместно с партнёрами в Азербайджане и Турции проводит проверку хранилищ и отбор проб, заявляя, что часть мощностей в Джейхане не затронута.

Поставки через Баку обычно обеспечиваются с месторождений Тенгиз и Кашаган — крупнейшего и второго по объёму добычи в Казахстане. Источник, знакомый с ситуацией, отметил, что органические хлориды в сырье не поступили из Казахстана, а перенаправление в КТК носит временный характер.

В отрасли оценивают объёмы перетока как «незначительные» и указывают, что мощности КТК достаточны для удовлетворения текущих потребностей. Однако один из трёх морских погрузочных буёв КТК остаётся неактивным с конца марта, когда проводилась проверка.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!