Импорт китайских автомобилей в Россию сократился на 62% в первом полугодии 2025 года, сообщает Bloomberg. Главная причина — повышение утилизационного сбора: стоимость легковых машин с двигателями 1–2 литра выросла более чем на $8 тыс. Дополнительное давление оказывает высокая ключевая ставка, ограничившая доступность кредитов. В результате российский рынок новых автомобилей сократился на 27%.
После ухода западных брендов Россия стала крупнейшим внешним рынком для китайских производителей, однако их доля, достигшая 50–60%, подошла к пределу. Эксперты отмечают, что завершение конфликта на Украине создаст риск возвращения западных автоконцернов.
Geely сократила зарубежные поставки на 8% за январь–август;
Great Wall Motor удержалась на уровне прошлого года;
Chery, крупнейший китайский экспортёр, увеличила отгрузки на 11%, но темпы заметно ниже прошлогодних 25%.
На фоне падения в России компания BYD, не имеющая официального присутствия на рынке, удвоила общий экспорт и приблизилась к Chery по объёмам.
К проблемам в России добавляется рост ограничений в других странах:
ЕС с 2024 года ввёл пошлины до 35% на китайские электромобили;
США и Канада установили тарифы на уровне 100%;
Мексика, ставшая новым крупнейшим рынком для китайских машин, обсуждает повышение пошлин под давлением Вашингтона.
На фоне ежегодного повышения утильсбора китайским производителям становится выгоднее налаживать выпуск машин в России. По данным «Автостата», в январе–мае 2025 года уже 30% проданных автомобилей китайских брендов были собраны на российских заводах — почти вдвое больше, чем за весь прошлый год. Об этом сообщает «Ъ».
Наибольшую долю локализованных машин имеет Haval — более 50% продаж;
У Chery — около 29%;
новые марки Tenet и Jeland запускают выпуск кроссоверов на российских площадках.
Эксперты отмечают, что локализация снижает валютные риски, ускоряет поставки и соответствует политике импортозамещения. Однако глубокая интеграция (двигатели, трансмиссии) пока ограничена: большинство проектов работают по схеме крупноузловой сборки.
Great Wall Motors увеличивает вложения в Россию, углубляя локализацию.
Chery напротив, снижает активность в РФ в преддверии IPO в Гонконге.
Geely избегает прямых инвестиций, используя экспорт, сборку SKD и белорусские мощности.
FAW, Dongfeng и JAC расширяют сборку, но без глубокой локализации.
BYD пока воздерживается от выхода в Россию из-за низкого спроса на электромобили.
Минпромторг ожидает резкое падение продаж новых машин в 2025 году, пишет «Лента.ру». По словам министра Антона Алиханова, итоговое снижение может составить 25–30% по сравнению с прошлым годом. По данным ведомства, уже в первом полугодии рынок сократился на 28%.
Ключевые причины — жёсткая денежно-кредитная политика Банка России (ставка 18%), регулярное повышение утильсбора, рост цен и снижение доступности автокредитов. В отрасли не исключают, что внутренний рынок может откатиться к уровням девятилетней давности.
По итогам года доля локализованных машин может вырасти до 40–45%. Однако эксперты предупреждают: активные вложения китайских компаний в российский автопром несут риски санкций.
На этом фоне Россия перестаёт быть надёжным драйвером экспорта для китайского автопрома, вынуждая компании искать альтернативные рынки — в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!