Объём погрузки топ-30 российских железнодорожных операторов за девять месяцев 2025 года сократился почти на 7% год к году. Отрасль столкнулась с одновременным падением спроса, рекордным подорожанием ремонтов и ростом тарифов, что создаёт угрозу рентабельности бизнеса в следующем году.
По данным рейтинга Infoline Rail Russia Top, погрузка крупнейших операторов за январь–сентябрь 2025 года снизилась на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и на 11,2% — к показателям 2023 года. Об пишет «Коммерсантъ», Сильнее всего сократила объёмы Федеральная грузовая компания (ФГК, входит в РЖД) — на 30,3%. Лидер рынка, Первая грузовая компания, напротив, нарастила погрузку на 3,2%.
Одновременно с падением спроса операторы столкнулись с резким ростом издержек. Парк вагонов, не задействованных в перевозках, вырос в 2,55 раза, достигнув 175,7 тыс. единиц. Количество неисправных вагонов увеличилось на 31,5%, что аналитики связывают с сокращением числа капитальных ремонтов из-за их подорожания.
Капитальный ремонт полувагонов подорожал более чем в пять раз, до 1,1–1,4 млн руб., крытых вагонов, зерновозов и платформ — до 600–800 тыс., цистерн — минимум до 500–600 тыс. руб., — заявил глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Ситуацию усугубляет индексация тарифов РЖД. С 1 декабря 2025 года провозная составляющая тарифа выросла на 10%, а с 1 января 2026 года на столько же будет проиндексирована плата за порожний пробег вагонов, которую оплачивают операторы. При этом переложить эти расходы на клиентов в 2025 году не удалось из-за обвала ставок аренды.
Отрасль входит в кризис после рекордно прибыльных 2023–2024 годов, когда операторы выплатили дивиденды на сумму 355,3 млрд рублей, что более чем в 1,5 раза превысило их чистую прибыль. Это оставило бизнес без финансового резерва на покрытие текущих убытков.
2026 год, вероятнее всего, будет самым сложным за всю историю операторского бизнеса, — прогнозирует Михаил Бурмистров.
По данным ИПЕМ, ставки аренды полувагонов за год упали с 3 тыс. до 0,75–1 тыс. рублей за вагон в сутки. Хотя в 2026 году ожидается их рост на 7–10%, они не достигнут уровня начала 2025 года. При этом грузовая база, по прогнозам, в лучшем случае стабилизируется на текущем низком уровне.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!