Автомобили Lada продолжают уверенно занимать лидирующие позиции в российском рынке автолизинга, несмотря на активную конкуренцию со стороны китайских производителей. Участники отрасли уверены, что этот тренд сохранится в ближайшие годы.
С уходом многих иностранных брендов с рынка в последние годы, ниша была занята китайскими автопроизводителями. Они не только вышли на рынок потребителей, но и активно внедрились в лизинговую сферу. Однако российские лизингополучатели, по-прежнему, отдают предпочтение автомобилям Lada.
Согласно данным "ВТБ Лизинга", за период с января по июль 2025 года доля марки Lada в портфеле компании составила 42%. В компании "Европлан" также отмечают, что Lada удерживает лидерство по продажам в первом полугодии 2025 года с долей 39% от общего объема, что на 37% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Руслан Моллаев, коммерческий директор компании "Интерлизинг", рассказал о том, что российский автопром не только успешно конкурирует с китайскими марками в массовом сегменте, но и наращивает свою долю. "В продажах Интерлизинга, в сегменте до 3 миллионов рублей она выросла с 63% до 71%, в то время как доля китайских марок сократилась с 25% до 21%", - отметил он.
Александр Ганчев, заместитель генерального директора "ВТБ Лизинга" по автолизингу, объяснил, что ключевыми факторами успешных продаж Lada являются конкурентоспособные цены и поддержка со стороны государства. "Кроме того, это технически понятный водителям автомобиль массового сегмента с широким региональным сервисным покрытием, благодаря чему его выбирают российские предприниматели для различных задач, например, для использования в таксопарках или доставки внутри города", - добавил он.
Ганчев также отметил, что с выходом новых моделей Azimut и Iskra с различными вариантами кузова и коробки передач, выбор покупателей, вероятно, будет склоняться в сторону Lada, что укрепит позиции отечественного бренда на авторынке.
Тем не менее, в среднем сегменте, где поддержка государства менее выражена, китайские производители занимают значительную долю в 49%. Моллаев отметил, что наблюдается снижение интереса к китайским маркам и перераспределение предпочтений в пользу немецких автомобилей, чья доля выросла вдвое по итогам семи месяцев 2025 года.
По данным "Европлана", китайская марка Chery занимает второе место после Lada с долей 8%, а Geely также занимает третье место с такой же долей. "Снижение долей Chery и Geely может быть связано с усилением конкуренции и изменением предпочтений потребителей", - считают в компании.
Что касается прогнозов на будущее, Вячеслав Михайлов, директор департамента по развитию бизнеса "Газпромбанк Лизинг", отметил, что к началу 2026 года ожидается положительная динамика продаж российских автомобилей благодаря вступлению в силу закона о локализации автомобилей для такси. "Это будет стимулировать спрос на модели, соответствующие новым регуляторным критериям, прежде всего - автомобили российского производства. Дополнительный импульс может дать снижение ключевой ставки, что создаст условия для активизации автокредитования и, как следствие, увеличения продаж", - пояснил он.
По его словам, китайские автопроизводители продолжают активно развивать свое присутствие на российском рынке, акцентируя внимание на расширении локализации и адаптации продуктовой стратегии под требования местных потребителей. "Их активность сохранится на высоком уровне, однако ключевым фактором успеха станет способность к глубокой интеграции в экономику и инфраструктуру российского авторынка", - добавил Михайлов.
В компании "Европлан" также отметили, что, несмотря на конкуренцию между Lada и китайскими брендами, отечественная марка сохраняет явное преимущество по объему продаж. "При этом китайские марки демонстрируют быстрый рост и усиливают давление за счет ценовой доступности и расширения модельного ряда - риск усиления конкуренции к концу года реален, но масштаб замещения лидера в ближайшие месяцы выглядит маловероятным", - заключили в компании.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!