Такси, к которым мы привыкли, скоро исчезнут. Водителям придётся менять машины, пассажирам — платить больше, а агрегаторам — перестраивать бизнес. Что стоит за новым законом о локализации и почему он изменит рынок перевозок навсегда?
Менее чем через год в силу вступит новый закон о локализации такси. Одни бьют тревогу и заявляют о тяжёлых последствиях для каждого (пассажиров, водителей, таксопарков и государства), другие успокаивают и говорят, что последствия этого закона – минимальны. Наша редакция попыталась разобраться в вопросе и пригласила две стороны с противоположным мнением – главу сервиса заказа такси и депутата Госдумы.
Власти приняли закон, который устанавливает требования к уровню локализации автомобилей такси. Документ уже подписал президент. Он вступит в силу 1 марта 2026 года. По закону, для включения машины в реестр такси потребуется соблюсти одно из правил:
совокупное количество баллов локализации соответствует количеству баллов, установленному правительством для госзакупок;
автомобиль произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
Для Калининградской области и Сибирского федерального округа действие указа перенесли до 2028 года, а для Дальневосточного Федерального округа – до 2030 года.
В полную силу закон вступит с января 2033 года. С этого времени единственным критерием для попадания машины в реестр такси станет количество набранных баллов локализации.
Говоря проще, со следующего года в большей части страны в реестр такси будут включать либо отечественные, либо высоколокализованные машины.
Депутат Госдумы, член комитета комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин эксклюзивно назвал IF News марки машин, которые допустят к работе с марта 2026 года. Это:
Lada: Iskra, Vesta, Aura, Granta;
Москвич: модели 3 и 6;
XCITE: X-Cross 7 и X-Cross 8;
Evolute: электромобили i-Pro и i-Joy.
А также, цитата: «некоторые модели Chery, автомобили Evolute, Omoda, Jetour, Kaiyi и BAIC с калининградского завода «Автотор».
Гарин разъяснил, и это ключевое в новом законе: машины, которые внесут в региональные реестры до начала действия закона (до 1 марта 2026 года), смогут и дальше работать в такси до списания. То есть пока таксопарк или сам водитель использует авто. Это касается и тех автомобилей, которые не подходят под новые условия.
То есть резкого дефицита машин после начала действия закона не будет! Действующие машины продолжат развозить людей, но парк постепенно будет обновляться отечественными машинами.
Для чего власти приняли этот закон? Редакция видит два мотива. Первый – поддержка отечественных производителей. Даже после массового ухода с российского рынка западных автоконцернов, Lada смогла занять лишь 28,5% рынка. Ещё 11% приходится на локализованный китайский Haval. АвтоВАЗ в этом году сообщал о затоваривании складов. На стоянках «пылились» 100 тысяч новых машин, при норме 60 тысяч.
Вторая причина – попытка привлечь иностранных автопроизводителей, мотивировать их открывать свои заводы в России. Лишь две из 10 самых продаваемых в России марки машин – отечественные. Остальные – китайские. И если Haval открыл завод в Туле (хотя и к уровне локализации этого производства остаются большие вопросы, машины не получают даже половину из возможных баллов), то другие не спешат локализовывать своё производство в РФ.
По данным того же Гарина, сейчас в реестре такси зарегистрированы 1,2 млн машин. Из них 107,2 тыс. – это Lada, ещё 22 тысячи - это Haval, уточняют в ФГБУ «СИЦ Минтранса России». Это данные на начало этого года. Другие марки, не подпадающие под запрет, не входят даже в топ-12 по популярности.
То есть, порядка 90% таксопарка в России не подходит под новые требования. Эти машины смогут продолжить работать в такси до списания, но как долго? Средний срок службы авто в сфере такси – от 3 до 5 лет, но эксперты прогнозируют, что последнее поколение иномарок будет работать дольше – в среднем 7-8 лет. Это может повысить аварийность на дорогах.
К тому же, рано или поздно этим 90% водителей придётся пересаживаться на отечественные и машины с высокой долей локализации, а это существенный рост покупателей. В 2024 году Lada продала 458 тысяч машин, если представить что половина спроса со стороны таксистов перетечёт на машины именно этой марки и весь автопарк нужно будет обновить за 5 лет, то ежегодные продажи Lada вырастут на 23%. Как это отразится на ценах на авто – вопрос открытый. С одной стороны, приведёт к удорожанию (один из основных закон капитализма - закон спроса и предложения), с другой - за счёт эффекта масштаба возможно удастся снизить себестоимость производства и снизить отпускные цены.
Источник: lada.ru
Эксперты также задаются вопросом: какие машины будут работать в бизнес-такси через 5-10 лет, когда нынешний автопарк придётся списывать? Российская автомобильная промышленность не выпускает машины представительского класса. То же касается и минивэнов (Aurus в расчёт не берём, это автомобили класса люкс).
По словам участников рынка, новый закон приведёт к уходу в тень многих водителей, которые сейчас работают легально. Они будут искать клиентов через чат-боты или группы в мессенджерах. «Сейчас это всё очень просто»:
«Это же безумие, какие требования закон возлагает на частных водителей: чтобы я утром условного соседа подвёз на работу, я должен сам себе выписать путевой лист, поехать на общественном транспорте для прохождения медосмотра, поставить авто на эвакуатор и отвезти его до места прохождения техосмотра (а таких пунктов в стране просто нет. У нас есть города, где до ближайшего такого пункта ехать 600 км по тайге), я должен перекрасить автомобиль (в 26 регионах), купить ОСАГО по тарифу «такси», которое в 10 раз дороже обычного, поставить фонарь на крышу, и только после этого я могу по дороге на работу кого-то подвезти», – уверен директор сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин.
Эксперт предупреждает, что уход в тень, который по его словам уже начал происходить из-за ранее утверждённой регуляторики, скажется на безопасности пассажиров:
«Мы ведь в этом чёрном сегменте рынка не понимаем, кто к водителю сел в автомобиль, и к кому именно садится пассажир. Никакого цифрового следа, никакой гарантии, что ты не будешь ни ограблен, ни изнасилован – нет. Вот это самое главное», – заявил Шушарин.
80% частных водителей в агрегаторе «Максим» – те, кто выполняет по 2-3 заказа в день (по дороге на работу и на обратном пути). Такие водители будут постепенно «отваливаться» после покупки новых машин.
«Мы хорошо представлены на Востоке страны. В Приморском крае 99,74% машин в такси – это иномарки, в Хабаровском крае – 99,41%, в Чукотском АО – 100%, на Сахалине – 100%. Ну как ты заставишь человека, который купил себе иномарку, пересесть на отечественный автопром? Поездив на японском даже праворульном автомобиле, он никогда не вернётся за руль авто российского автопрома», – уверен Шушарин.
Всё это приведёт к росту цен, уверен эксперт. Водителей в легальной сфере будет постепенно становиться всё меньше, что и будет толкать цены вверх, а в нелегальной демпинга не будет. В качестве примера эксперт приводит «зазывал» у аэропортов, которые ставят ценник гораздо выше, чем те, что указаны в агрегаторах такси.
InvestFuture запросил комментарий у Яндекса, но компания отказалась от высказываний.
В свою очередь, депутат Госдумы, член комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин назвал эти опасения «чрезмерными»:
«Во-первых, новые правила начнут действовать почти через год, с 1 марта 2026 года, а в ряде регионов еще на несколько лет позже. Во-вторых, перечень автомобилей, которые удовлетворяют всем требованиям, будет расти, но и сегодня он уже достаточно широк. И, наконец, важно отметить, что что автомобили, уже внесенные в региональные реестры такси до 1 марта 2026 года, смогут продолжать работу до списания», – заявил Гарин.
Закон о локализации такси – не единственный за последние годы, который регулирует работу перевозчиков. Как итог – число компаний в сфере перевозок постепенно снижается: минус 0,53% за 2024 год. Оставшиеся постепенно перетекают в смежный бизнес – службу аренды машин с водителем. Это новый сегмент перевозок, который не попадает под дополнительное регулирование.
Всё это приведёт к очевидным итогам – услуга станет недоступнее: рынок будет ещё более монополизированным, ждать подачи машины придётся ещё дольше, а цены вырастут.
Всем известная фраза «наши люди в булочную на такси не ездят» становится всё более актуальной с каждым годом...