Счетная палата Российской Федерации провела оценку эффективности государственной инвестиционной поддержки посредством механизма новых инвестиционных проектов (НИП), который начал действовать в 2021 году. Было установлено, что данный механизм не пользуется высокой популярностью в регионах, несмотря на это, Министерство экономического развития РФ указывает на необъективность такой оценки, так как она основывается на анализе различных инструментов.
Инвестиции в основной капитал должны стать одним из ключевых факторов роста российской экономики, и планируется, что к 2030 году они увеличатся минимум на 60% по сравнению с 2020 годом, как отмечено в задачах, поставленных президентом РФ Владимиром Путиным. Для стимулирования инвестиционной активности правительство разработало ряд инструментов, таких как списание части задолженности по бюджетным кредитам, реализуемые через механизм НИП.
С 2025 года этот механизм позволяет финансировать инфраструктуру новых инвестиционных проектов из бюджета региона, после чего на федеральном уровне списывается региональный долг на сумму расходов на инфраструктуру, поясняет Счетная палата.
Анализ реализации новых инвестиционных проектов выявил низкую результативность этой меры. Высокий процент исключений и ограниченный объем списания по НИП в 2025 году указывают на снижение интереса к этой поддержке со стороны регионов. По состоянию на июнь 2025 года в России реализовывались 615 новых инвестиционных проектов, но число исключенных проектов росло ежегодно, всего за период 2021-2025 годов было исключено 439 проектов, что составляет 71,30% от общего числа.
Счетная палата в период с апреля по август 2025 года провела анкетный опрос, в котором участвовали Торгово-промышленная палата РФ, Фонд содействия инновациям, "Опора России" и "Деловая Россия". Целью опроса было оценить восприятие предприятий новых инвестпроектов как меры инвестиционной поддержки. "Итоги анкетирования показали, что лишь 27% участвовавших в нем предприятий реализуют НИП", отмечается в отчете. Основные барьеры включают низкую информированность, сложные процедуры оформления и санкционное давление.
Минэкономразвития РФ считает, что оценка Счетной палаты необъективна, так как сравнивались результаты различных инструментов с разными задачами и условиями. "Механизм НИП, действующий в рамках постановления правительства № 1704, и механизм списания 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам по постановлению № 79 являются разными инструментами и не предполагают общей отчетности или прямого сопоставления результатов", подчеркнули в министерстве.
Механизм НИП доступен регионам с задолженностью по бюджетным кредитам, подлежащей реструктуризации. Неприменение части регионов связано с отсутствием такой задолженности. Решения о проектах регионы принимают самостоятельно, учитывая экономическую целесообразность и макроэкономические условия.
По состоянию на 1 апреля 2025 года в 53 регионах завершено 310 проектов, еще 295 находятся на стадии строительства. Общий объем инвестиций составил около 2,50 трлн рублей, создано почти 90 тысяч рабочих мест. В 2022-2024 годах 29 регионов сократили задолженность на 41,30 млрд рублей благодаря поступлениям федеральных налогов.
Счетная палата рекомендовала правительству усовершенствовать нормативно-правовую базу для реализации механизма, утвердить порядок формирования сводного перечня, мониторинга и отказа в списании задолженности в случае выявления нарушений.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!