Деловой климат в розничной торговле в Москве и Московской области в IV квартале 2012 года
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" представляет информационно-аналитический материал о состоянии делового климата в розничной торговле Москвы и Московской области в IV квартале 2012 г. и ожиданиях предпринимателей на I квартал 2013 г.
В докладе использованы результаты проводимых Федеральной службой государственной статистики ежеквартальных выборочных опросов руководителей около 4 тыс. организаций розничной торговли из 78 регионов России, в числе которых 107 организаций представляли Москву и 125 – Московскую область.
Обобщенная конъюнктура в розничной торговле
Результаты проведенного обследования, заключившие в себе спектр оценок, характеризующих финансово-экономическую деятельность розничных организаций Москвы и Московской области, свидетельствуют о замедлении деловой активности в IV квартале и соответственно появлении корректирующих изменений в данном сегменте экономики. Вместе с тем ослабление деловой конъюнктуры оказалось не столь существенным, чтобы коренным образом изменить позитивную траекторию развития делового климата в отрасли.
Более детальное сопоставление достигнутых результатов позволяет проследить, что как по итогам анализируемого квартала, так и 2012 г. в целом, динамика предпринимательской активности в мегаполисе и области была различной и по многим параметрам характеризовалась достаточно существенными специфическими конъюнктурными составляющими. В частности, завершающий квартал предприниматели Москвы, в отличие от Московской области, вновь отработали с заметно преобладающими темпами роста, что отразилось на итоговых значениях ключевых показателях делового климата.
Зафиксированные изменения выразились в итоговом результирующем показателе обследования – индексе предпринимательской уверенности (ИПУ), значения которого по Москве и области по итогам года характеризовались различными темпами роста.
Так, в IV квартале значение ИПУ по Москве снизилось относительно III квартала только на 1 п.п. и составило +15% (+16% в IV квартале 2011 г.). В то же время указанный индекс по Московской области потерял 6 п.п. и составил +3% (+2% в IV квартале 2011 г.).
Следует отметить, что аналогичная тенденция корректировки значения ИПУ в данном секторе экономики прослеживалась и по итогам деятельности розничных организаций России в целом. Так, вследствие зафиксированных в отрасли изменений в IV квартале 2012 г. указанный индекс составил +6 против +7% в предшествующем квартале (+6% в IV квартале 2011 г.).
Динамика индекса предпринимательской уверенности в организациях розничной торговли Обращает внимание тот факт, что снижение ИПУ в обследуемых организациях Москвы и Московской области произошло в первую очередь под влиянием некоторого ухудшения в IV квартале по сравнению с III-м предпринимательских оценок сложившейся экономической ситуации. Следует отметить, что данный показатель является одним из ключевых компонентов индекса.
В частности, главными причинами, способствующими наблюдаемому охлаждению делового климата во всех обследуемых организациях, следует считать масштабность детерминирующих явлений как в реальном секторе, так и экономическом пространстве в целом, а также концентрацию относительно неблагоприятных тенденций, связанных со структурой и динамикой потребительских доходов и расходов (например, стагнирующая в течение 2012 г. динамика реальных располагаемых доходов по Москве) и ухудшением в IV квартале доступа населения к потребительским кредитам коммерческих банков.
В итоге отдельные факторы, поддерживающие в течение года достаточно высокий уровень потребления в мегаполисе и области, к концу года ослабели, что в определенной степени охладило активность домашних хозяйств и в результате несколько нарушило устойчивость посткризисных точек роста в секторе розничной торговли. Однако, если для московских предпринимателей данные проблемы не оказались столь существенными, то организации Московской области испытали очевидное негативное давление, что в том числе отразилось в предпринимательских оценках сложившейся конкурентоспособности.
Так, по итогам анализируемого периода, в московских торговых организациях отмечено усиление их конкурентоспособности, что констатировали 18% предпринимателей против 16% в III квартале (баланс оценки изменения показателя возрос на 2 п.п. и составил +17%) . В то же время осуществление бизнеса в области, напротив, сопровождалось ослаблением конкурентных позиций (баланс оценки изменения показателя снизился на 5 п.п. и составил +9%).
Поддержка конкурентоспособности, как и ранее, заключалась в отчислении предпринимателями финансовых средств на различные направления развития торговой деятельности. Согласно результатам обследования, в анализируемом периоде как для московских предпринимателей, так и для представителей Московской области, наиболее распространенными стали реклама (83 и 74% респондентов соответственно), изучение спроса (65 и 40%), а также модернизация и обновление оборудования (54 и 47%).
Наибольшая активность в реализации перечисленных направлений наблюдалась у столичных предпринимателей.
Таким образом, несмотря на то что завершающий 2012 г. квартал ритейлеры Москвы и Московской области завершили с небольшой "пробуксовкой", в целом компенсационная посткризисная бизнес-модель развития отрасли, основанная на выработанных руководителями механизмах оптимизационной стратегии, в 2012 г. сработала достаточно хорошо. В течение года предприниматели, функционируя в непростых внешних условиях, все-таки сумели достигнуть положительных финансовых результатов. Главным тому свидетельством выступает сохранение позитивной динамики основного результирующего индикатора обследования — индекса предпринимательской уверенности, положительные значения которого и по Москве, и по Московской области, по большому счету, свидетельствуют о верном и последовательном движении по курсу, направленному на восстановление и развитие возглавляемых ими торговых организаций.
Анализируя прогнозные оценки, следует отметить, что московские предприниматели не утратили оптимизма относительно ожидаемой в I квартале 2013 г. динамики продаж и прибыли.
В то же время экономические агенты Московской области придерживались более осторожных и скорее пессимистичных прогнозных оценок: большинство из них в ближайшие 3–4 месяца не ожидают увеличения товарооборота, объемов продаж и прибыли. Оценивая возможный сценарий развития подмосковной розницы, следует учитывать, что факторы роста, обеспечивающие ей реальную поддержку, по итогам 2012 г. отличились наибольшей неустойчивостью.
В целом, принимая во внимание сложившиеся тенденции и темпы развития организаций, наступающий сезонный постновогодний спад потребительской активности в начале 2013 г. затронет всех предпринимателей, однако в наибольшей степени внесет свои отрицательные коррективы в динамику развития организаций Московской области.
Заказы на поставку товаров. Объем продаж в натуральном выражении.
Оборот розничной торговли. Численность занятых
Одной из определяющих тенденций в динамике реализации товаров в IV квартале следует считать замедление положительных темпов роста заказов на поставку. Причем интенсивность вышеуказанных изменений по сравнению с III-м кварталом в организациях Москвы и Московской области была практически одинаковой. Следует отметить, что аналогичные тенденции прослеживались и в динамике спроса по России в целом. В результате балансовые значения оценок изменения показателя в данных организациях составили +2 и +4% соответственно (+2% по России в целом).
На фоне сужения заказов в организациях Москвы и области прослеживалось сокращение роста объема продаж в натуральном выражении. Так, в анализируемом квартале уменьшение объема реализуемых товаров констатировали уже более четверти московских предпринимателей, тогда как III квартале об этом сообщали только 8% респондентов. В целом баланс оценки изменения показателя в IV квартале по Москве снизился до значения, зафиксированного в I квартале, и вновь составил +13% (+4% в IV квартале 2011 г.).
В то же время в организациях Московской области данный факт отмечали треть предпринимателей, что в два раза больше, нежели кварталом ранее. Баланс оценки изменения показателя составил +9 против +37% в предшествующем квартале (+39% в IV квартале 2011г.).
Величина данного показателя в обследованных розничных организациях по России в целом опустилась по сравнению с предшествующим кварталом до отрицательного значения, составив –4% (–9% в IV квартале 2011 г.).
Динамика оценки изменения объема продаж в натуральном выражении в организациях розничной торговли