За девять месяцев 2025 года в России продано 32,9 тыс. новых крупнотоннажных грузовиков (HCV, полной массой свыше 16 тонн), что на 57,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщило агентство «Автостат».
Наиболее активные продажи пришлись на первый квартал — 12,7 тыс. единиц, после чего рынок начал резко снижаться: во втором квартале реализовано 9,3 тыс. машин (-63,6%), в третьем — 10,9 тыс. (-60% год к году).
Лидером остаётся КамАЗ с долей 30% и продажами 9,9 тыс. грузовиков (–17% к прошлому году). Год назад его доля была вдвое ниже — 15,4%. На втором и третьем местах закрепились китайские SITRAK и Shacman, чьи продажи сократились на 68–70%.
Самой популярной моделью сегмента остаётся SITRAK C7H, разошедшаяся тиражом 5 тыс. единиц (15% рынка). Далее следуют три модели КамАЗ, каждая из которых продана в объёме до 3 тыс. штук.
Региональная структура:
Московская область остаётся крупнейшим рынком (10%), за ней следуют Москва и Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), где падение оказалось минимальным — –18%, против двукратного снижения в других регионах.
По типам кузова доля седельных тягачей снизилась с 50% до 33%, самосвалы также потеряли позиции, тогда как спрос на бортовые автомобили, фургоны и коммунальную технику вырос.
По словам директора «Автостата» Сергея Целикова, рынок испытывает «кризис роста»:
«Продажи рухнули из-за накопленных стоков техники 2023–2024 годов. Импорт — минимальный за последние годы, а новые поставки не компенсируют падение спроса».
Особенно тяжёлое положение — в сегментах тягачей и самосвалов (–64–71%). Основной удар пришёлся на китайских производителей, которых ограничили новые регуляторные меры.
Полное восстановление рынка, по оценке экспертов, возможно не ранее второй половины 2026 года, при условии стабилизации ключевой ставки и возобновления корпоративного спроса на коммерческую технику.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!