Американская программа выкупа "плохих" активов TARP (Troubled Asset Relief Program), запущенная в 2008 г., в настоящее время практически свернута. Последний раз о TARP экономисты услышали 23 января из уст главы казначейства Тимоти Гайтнера. Но оказалась ли она эффективной?
По оценке Гайтнера, программа оказалась успешной: 93% выделенной помощи ($418 млрд) вернулось правительству, включая $70 млрд, поступивших в бюджет в прошлом году.
Однако радоваться рано. Потому что реальность такова, что большую часть вырученных средств банки списали на налоговые потери. По состоянию на 30 декабря финансовые институты не вернули TARP еще $67,3 млрд, включая $27 млрд убытков, которые никогда уже не вернутся государству.
Правительство пытается закрыть программу TARP окончательно, но инвесторы не желают вкладываться в "токсичные" банковские долги, несмотря на доходность от 8% до 20%. А на последнем аукционе 25 января доходность подпрыгнула сразу до 35%. Кстати, последний долговой аукцион стоил налогоплательщикам $104,5 млн.
Выкупу по программе TARP подлежали так называемые legacy loans - кредиты, выданные банками и ставшие "плохими", но пригодными для выкупа, и legaсy securities - "плохие" выкупаемые облигации. Главным оператором сделок с этими активами является Федеральная корпорация страхования банковских депозитов (FDIC - Federal Deposit Insurance Corporation), определяющая объем гарантируемого фондирования для каждой сделки, причем финансовый рычаг сделки не может превышать 6.
Схема следующая: половину средств необходимого капитала получает частный инвестор, который предложит наибольшую цену за проблемный кредит. Банк-продавец актива принимает предложенную цену, после чего покупатель - частный инвестор - получает необходимый объем фондирования от FDIC.
Срок обращения облигаций, скупаемых ФРС
При выкупе legacy securities применяется аналогичная схема фондирования, только источниками средств становятся Федеральная резервная система и фонд TALF (Term Asset-Backed Securities Loan Facility).