Россия уже предприняла значительные меры для решения проблемы замороженных за границей ценных бумаг, однако ситуация с материальными активами остается более сложной, отмечает Анастасия Мельникова, старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова.
«Если говорить о заблокированных активах в части ценных бумаг и других финансовых инструментов, то на сегодняшний день уже было предпринято немало шагов для решения этой проблемы. Например, в 2023 году вышел указ президента об обмене активами, по которому удалось вернуть часть замороженных активов россиян в обмен на замороженные иностранные активы», — напомнила она.
Кроме того, частные брокерские компании старались вернуть активы, используя доступные инструменты, такие как обмен заблокированных еврооблигаций на замещающие облигации или расконвертация депозитарных расписок в акции российских компаний, подчеркивает эксперт.
Тем не менее, ситуация с другими нематериальными активами, такими как производства и филиалы, находящиеся на территории недружественных стран, является более проблематичной. «В части других нематериальных активов, таких как производства, филиалы, расположенные на территории недружественных стран, ситуация сложнее», — отметила она.
Например, в июле 2023 года Польша ввела принудительное управление долями российских компаний, под санкции попали такие крупные игроки, как "Акрон", "Газпром" и "Новатэк". В Германии, помимо принудительного управления, также действует механизм национализации производств, в результате чего были национализированы активы компаний "Газпром" и "Роснефть". В Италии "Лукойл" был вынужден реализовать активы компании по цене ниже рыночной, добавила она.
После начала российской спецоперации на Украине страны Европейского Союза и G7 заморозили почти половину валютных резервов России, которые составляют около 300 миллиардов евро. Более 200 миллиардов евро находятся в странах ЕС, в основном на счетах бельгийской компании Euroclear — одной из крупнейших расчетно-клиринговых систем в мире.
Министерство иностранных дел Российской Федерации не раз подчеркивало, что заморозка российских активов в Европе является актом воровства, указывая на то, что ЕС нацелен не только на средства частных лиц, но и на государственные активы России. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о намерении Москвы ответить на конфискацию замороженных российских активов Западом, отметив, что у России также есть возможность не возвращать средства, которые западные страны держали в России.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!