Пока в одних ЖК люди не могут попасть в свои квартиры, в «Остафьево» жильцы решили не ждать — и просто въехали. Лифты не работают, проверки не пройдены, но терпение лопнуло: захват офиса, вызовы полиции и самозаселение стали ответом на затяжные задержки. А в самой компании — неспокойно: падение продаж, рост долгов, перенос IPO и ухудшение прогноза по рейтингу. Держится ли девелопер на плаву? Какие перспективы у инвесторов? Разбираемся.
Если у #PIKK жильцы не могут попасть в свои дома, то у #SMLT всё наоборот — люди в них ворвались. Штурмом:
в ЖК «Остафьево» ключи обещали ещё до Нового года;
многие жильцы съехали с аренды и ждали переезда буквально на чемоданах;
но лифты до сих пор не работают, проверки не пройдены, встречи с покупателями всё откладывались;
в итоге — захват офиса, самозаселение, полиция: welcome home…
И всё это — на фоне довольно нервной обстановки в самой компании.
1. Финальной отчётности за 2024 ещё нет, но операционные итоги — нерадостные: -17% по метрам, -2% в деньгах. Средняя цена, правда, подросла на 15%.
Главная причина — резкое падение доли ипотечных сделок на 18%, до 71% «Самолёт» сильнее других девелоперов зависит от ипотеки, и это делает его уязвимым к высоким ставкам.
2. Долги растут и давят на рейтинг. В феврале агентство НКР подтвердило рейтинг A+.ru, но прогноз ухудшило до «негативного».
Причины:
долговая нагрузка выросла до 223 млрд руб.;
чистый долг / EBITDA приближается к 3х;
операционный поток слабый;
процентные платежи тяжело обслуживать;
счета эскроу пополняются медленно.
Так что финансовая устойчивость — под вопросом, особенно пока ставки остаются высокими
3. SPO? Пока не время. Менеджмент прямо говорит: по текущим ценам размещаться не имеет смысла. Еще бы, в прошлом году «Самолёт» возглавил антирейтинг Мосбиржи: акции рухнули на 73%.
4. IPO «Самолёт Плюс» откладывается. Раньше планировали на конец 2025 года, теперь — на 2026. Хотя pre-IPO уже было, и оценка вышла бодрая — 21 млрд руб.
5. Слухи об увольнениях — громкие, но… компания называет это «перераспределением кадров». Численность вроде и правда сохранили: те же 7 тыс. человек. Просто свернули второстепенные проекты, вроде «Жизни по подписке». А кто-то даже вернулся назад — говорят, 5% вернувшихся.
Что в итоге? «Самолёт» — всё ещё номер один по объёму стройки в стране и держится на плаву за счёт масштаба и запаса земли. Но его сильная зависимость от ипотеки и текущие высокие долги делают компанию уязвимой. Продажи уже упали, рейтинги под давлением, SPO откладывается, IPO «Самолёт Плюс» переносится.
Да, но только если ставки пойдут вниз и ипотека снова заработает.
Для инвесторов: потенциал есть, но волатильность и риски в ближайшие кварталы сохраняются.
В целом сейчас «Самолёт» — это история не про рост, а про выживание и адаптацию.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!