«Самолёт» упал? Вокруг застройщика все больше тревожных новостей | IF | 31.03.2025
banner
banner

«Самолёт» упал? Вокруг застройщика все больше тревожных новостей

12:00 31.03.2025

Пока в одних ЖК люди не могут попасть в свои квартиры, в «Остафьево» жильцы решили не ждать — и просто въехали. Лифты не работают, проверки не пройдены, но терпение лопнуло: захват офиса, вызовы полиции и самозаселение стали ответом на затяжные задержки. А в самой компании — неспокойно: падение продаж, рост долгов, перенос IPO и ухудшение прогноза по рейтингу. Держится ли девелопер на плаву? Какие перспективы у инвесторов? Разбираемся.  

«Самолёт» упал? Вокруг застройщика все больше тревожных новостей

Если у #PIKK жильцы не могут попасть в свои дома, то у #SMLT всё наоборот — люди в них ворвались. Штурмом:

  • в ЖК «Остафьево» ключи обещали ещё до Нового года;

  • многие жильцы съехали с аренды и ждали переезда буквально на чемоданах;

  • но лифты до сих пор не работают, проверки не пройдены, встречи с покупателями всё откладывались;

  • в итоге — захват офиса, самозаселение, полиция: welcome home…

И всё это — на фоне довольно нервной обстановки в самой компании.

1. Финальной отчётности за 2024 ещё нет, но операционные итоги — нерадостные: -17% по метрам, -2% в деньгах. Средняя цена, правда, подросла на 15%.

Главная причина — резкое падение доли ипотечных сделок на 18%, до 71% «Самолёт» сильнее других девелоперов зависит от ипотеки, и это делает его уязвимым к высоким ставкам.

2. Долги растут и давят на рейтинг. В феврале агентство НКР подтвердило рейтинг A+.ru, но прогноз ухудшило до «негативного».

Причины:

  • долговая нагрузка выросла до 223 млрд руб.;

  • чистый долг / EBITDA приближается к 3х;

  • операционный поток слабый;

  • процентные платежи тяжело обслуживать;

  • счета эскроу пополняются медленно.

Так что финансовая устойчивость — под вопросом, особенно пока ставки остаются высокими

3. SPO? Пока не время. Менеджмент прямо говорит: по текущим ценам размещаться не имеет смысла. Еще бы, в прошлом году «Самолёт» возглавил антирейтинг Мосбиржи: акции рухнули на 73%.

4. IPO «Самолёт Плюс» откладывается. Раньше планировали на конец 2025 года, теперь — на 2026. Хотя pre-IPO уже было, и оценка вышла бодрая — 21 млрд руб.

5. Слухи об увольнениях — громкие, но… компания называет это «перераспределением кадров». Численность вроде и правда сохранили: те же 7 тыс. человек. Просто свернули второстепенные проекты, вроде «Жизни по подписке». А кто-то даже вернулся назад — говорят, 5% вернувшихся.

Что в итоге? «Самолёт» — всё ещё номер один по объёму стройки в стране и держится на плаву за счёт масштаба и запаса земли. Но его сильная зависимость от ипотеки и текущие высокие долги делают компанию уязвимой. Продажи уже упали, рейтинги под давлением, SPO откладывается, IPO «Самолёт Плюс» переносится.

Восстановление возможно?

Да, но только если ставки пойдут вниз и ипотека снова заработает.

Для инвесторов: потенциал есть, но волатильность и риски в ближайшие кварталы сохраняются.

В целом сейчас «Самолёт» — это история не про рост, а про выживание и адаптацию.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!

Редакция  IF
Редакция IF
Копировать ссылку