Из-за демографической ямы 1990-х в начальных школах в ближайшие годы станет значительно меньше учеников. По предварительным оценкам, уже с сентября без нагрузки могут остаться десятки тысяч педагогов. По сообщениям «Известий», власти обещают переподготовку, но эксперты предупреждают: масштабы высвобождения учителей окажутся системными и долгосрочными.
С 1 сентября 2025 года в российских начальных школах (1–4 классы) будет учиться на 346,7 тыс. детей меньше, чем в прошлом учебном году, подсчитали аналитики профсоюза «Учитель» на основе данных о рождаемости. Это напрямую связано с выходом в школьный возраст детей, чьи родители родились в демографическое «дно» — в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
Если в первый класс в 2024 году пошло более 1,7 млн детей, то в 2025-м — более чем на 100 тыс. меньше. Тенденция ускоряется: в 2026/27 учебном году в первый класс пойдет на 429,7 тыс. меньше детей, в 2027/28 — еще на 411 тыс.
По оценке Высшей школы экономики, уже в следующем учебном году «лишними» могут оказаться 17,3 тыс. учителей начальной школы. В последующие два года — еще 42 тыс.
Часть высвобождающихся педагогов сможет перейти в основную школу (5–9 классы), где в ближайшие три года ожидается рост контингента на 314,5 тыс. человек. Это создаст спрос примерно на 13,8 тыс. новых педагогов. Но и этот всплеск будет кратковременным: к 2031 году число учеников основной школы снизится на 1,4 млн.
В Минпросвещения уже подтвердили: к 2030 году в системе может оказаться около 100 тыс. профицитных ставок учителей начальных классов. Ведомство заявило о планах переподготовки педагогов, включая переобучение на учителей-предметников, воспитателей, психологов и дефектологов.
Эксперты, в свою очередь, предлагают ввести систему «саббатикала» — годичного отпуска с сохранением зарплаты для повышения квалификации. Аналогичная система действовала в СССР для преподавателей вузов и считалась эффективной мерой профессионального роста.
Как пояснила заведующая лабораторией количественных методов РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Егорова, нынешнее снижение связано с тем, что школьный возраст достигли дети, рожденные женщинами из поколения 1998–2002 годов — самого малого по численности в современной демографии России. Кроме того, во многих регионах снижается среднее количество детей в семье: даже в традиционно многодетных регионах, таких как Татарстан, теперь все чаще встречаются семьи с одним ребенком.
Однако в ведомствах рассчитывают, что меры поддержки рождаемости — включая ипотечные льготы за третьего ребенка — и циклический характер демографических волн могут в будущем привести к стабилизации ситуации.
Профсоюзы предупреждают: при действующей системе подушевого финансирования сокращение числа учеников приведет к снижению фондов оплаты труда. Как отметил зампред Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко, в текущих условиях большинство учителей работает на полторы ставки, чтобы обеспечить себе приемлемый доход. Сокращение классов без корректировки системы финансирования ухудшит положение учителей, особенно в регионах.
Профсоюз «Учитель» также подчеркивает, что снижение числа детей не решает проблему переработки: стареющий состав педагогов уходит на пенсию, а молодежь не успевает компенсировать этот отток. При этом педагогические вузы остаются одними из самых востребованных: по данным Минобрнауки, ежегодно на эти направления выделяется около 75 тыс. бюджетных мест.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!