Российская нефть столкнулась с самым резким ростом дисконтов с начала года: по данным Коммерсанта и Argus, цена Urals в портах Приморск и Новороссийск на 10 ноября торговалась с рекордной скидкой в $19–20 за баррель к Brent. Ещё в конце октября дисконт не превышал $12.
Рост скидок эксперты связывают с введением санкций США против «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти». Компании вынуждены перестраивать логистику поставок, в том числе искать новых трейдеров и маршруты, не подпадающие под американские ограничения. Аналитики ожидают, что переходный период продлится до начала 2026 года, после чего дисконты могут сократиться до $15–16 за баррель.
Пока российские компании перестраивают экспорт, основные покупатели — Индия и Китай — проявляют осторожность. Как сообщает Bloomberg, несколько крупнейших индийских НПЗ не разместили заказы на российскую нефть на декабрь, а китайские гиганты Sinopec и PetroChina приостановили часть закупок из-за необходимости проверки происхождения грузов.
На фоне этих данных акции ЛУКОЙЛа упали до 2-х летнего минимума: в моменте сегодня бумаги стоили 5071,5 рублей за акцию. Таких показателей не было с 30 июня 2023 года и тренд остаётся нисходящим, рискуя пробить психологическую отметку 5000.
Одновременно Китай строит собственный “теневой флот” СПГ-танкеров для обхода западных санкций и импорта российского сжиженного газа. По данным Bloomberg, суда оформляются на офшорные компании в Гонконге и на Маршалловых островах — по аналогии с «тёмным флотом» нефтяных танкеров, созданным ранее для поставок российской нефти в Индию и Китай.
Аналитики отмечают, что Москва и Пекин таким образом укрепляют энергетическое партнёрство, компенсируя потерю европейского рынка. Однако расширение «теневого» флота повышает риск новых санкций со стороны США и ЕС, особенно на фоне усиливающегося давления Запада на экспортные доходы России.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!