Падение выручки на 43%, операционная прибыль на грани нуля и чистый убыток вместо миллиардной прибыли — таковы итоги первого полугодия 2025 года для автопроизводителя Sollers. На фоне общего кризиса в российском автопроме компания пытается удержаться на плаву за счет китайских партнеров. Но может ли стратегия с JAC Motors вернуть инвесторам веру в акции SVAV, или это ставка с высокими рисками?
Когда речь заходит о российском автопроме, многие вспоминают легендарные УАЗы. Однако компания Sollers, которая управляет этим брендом, сегодня представляет собой сложную историю. Это история трансформации, стратегических альянсов и борьбы за выживание в новых реалиях.
История Sollers неразрывно связана с Ульяновским автозаводом. В 2000-х годах компания, тогда носившая название «Северсталь-Авто», консолидировала активы вокруг УАЗа и Заволжского моторного завода. Смена названия на Sollers в 2008 году ознаменовала новый курс — создание альянсов с международными гигантами, такими как Fiat, Ford и Mazda. Эта стратегия обеспечила доступ к современным технологиям. После ухода иностранных партнеров компания оперативно переориентировалась на Китай. Ключевым партнером стал JAC Motors, на платформах которого в Елабуге сейчас собираются модели Sollers Atlant и Argo. Бизнес демонстрирует гибкость, развивая даже экспорт УАЗов на Кубу.
Анализ отчетности Sollers за первое полугодие 2025 года показывает серьезные проблемы. Выручка компании сократилась на 43% — с 44 млрд до 25 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Операционная прибыль практически обнулилась, а чистая прибыль в 1,6 млрд рублей сменилась убытком в 1,2 млрд рублей. Продажи автомобилей УАЗ просели на 35%, а собственных моделей Sollers — на 19%. Такая динамика отражает общие проблемы отрасти и снижение покупательского спроса.
В 2024 году акционеры Sollers получили выплаты в размере 70 рублей на акцию, что соответствовало доходности около 9,1%. Однако дивидендная политика компании имеет особенности. Выплаты привязаны не к чистой прибыли, а к свободному денежному потоку и осуществляются только при соблюдении долгового лимита (чистый долг/EBITDA не более 1,5x). Учитывая текущие убытки, дивиденды по итогам 2025 года находятся под большим вопросом. Ранее компания демонстрировала нерегулярность выплат.
На первый взгляд, денежная позиция Sollers выглядит крепкой — около 10 млрд рублей. Однако эти средства в значительной степени являются обязательными резервами. В ближайшей перспективе их придется направить на погашение накопленного утилизационного сбора — обязательного платежа в бюджет за каждую выпущенную машину. Это скрытое обязательство снижает инвестиционную привлекательность баланса.
Акции Sollers торгуются во втором эшелоне Московской биржи. Текущая инвестиционная гипотеза основана не на стабильности или дивидендах, а на ожидании восстановления отложенного спроса на автомобили в России. Успех этой ставки напрямую зависит от того, насколько эффективно китайское партнерство с JAC Motors поможет компании укрепить свои позиции на рынке. Покупка акций SVAV сегодня сопряжена с высокими рисками и подходит только для спекулятивных портфелей.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!