SPO или допэмиссия? Не дайте себя запутать | IF | 01.08.2025

SPO или допэмиссия? Не дайте себя запутать

13:19 01.08.2025

Звучит красиво: компания выходит с новыми акциями на рынок, а в заголовках — "ликвидность", "инвесторы", "индексы". Но за витриной может скрываться простая цель — размытие долей. Рассказываем, как отличить честное SPO от хитро замаскированной допэмиссии.

SPO или допэмиссия? Не дайте себя запутать

Еще в прошлом году мы заметили на нашем рынке занимательный тренд: компании после выхода на рынок массово объявляют о планах провести SPO — и спустя пару месяцев успешно эти самые планы реализуют.

Конечно, все делается из лучших побуждений: чтобы увеличить free-float, ликвидность в акциях и повысить шансы попадания в более высокие эшелоны.

Вот только многие маскируют допку под вторичное размещение (SPO). А разница большая:

В чём разница между SPO и допэмиссией

  • при настоящем SPO новая эмиссия не происходит, а доля акционеров не размывается, так как на рынок выходят уже существующие бумаги, которые чаще всего принадлежат владельцам компании;

  • при допэмиссии (FPO) выпускаются дополнительные бумаги, доли текущих акционеров размываются;

  • это обычно плохо для акционера – кроме случаев, когда привлеченный капитал направится на сокращение долга или на привлекательную инвестпрограмму.

Почему допэмиссию выдают за SPO

  • SPO звучит гордо и позволяет говорить в СМИ про "ликвидность", "включение в индекс" и "шаг к инвесторам";

  • допэмиссия — это разводнение, снижение прибыли на акцию и скепсис;

  • поэтому эмитенты придумывают сложные схемы, чтобы замаскировать FPO под SPO.

Как маскируют допэмиссию под SPO

  • кто-то из крупных акционеров одалживает свои акции дочке;

  • та продает их на рынке — вроде как SPO;

  • деньги идут в бизнес — все отлично;

  • затем компания выпускает новые акции и передаёт их обратно акционеру.

В итоге: число бумаг увеличилось, прибыль на акцию снизилась, доли размылись. То есть, по факту это FPO, но оформлено как «вторичное размещение».

Из последних такую схему проворачивала Озон Фармацевтика (#OZPH). А в прошлом году подобным баловались Софтлайн #SOFL и ЮГК #UGLD.

Если компания честно проводит допэмиссию

Существуют два формата:

  • открытая подписка — участвовать могут все желающие, чаще всего с рыночным ценообразованием;

  • закрытая подписка — размещение происходит среди заранее определённых инвесторов (например, якорных фондов, связанных структур и т. п.).

Первый вариант формально честнее — доступ для всех. Но и тут компании стараются вести игру в свою пользу: например, разгоняют котировки перед размещением, чтобы собрать больше денег и снизить эффект разводнения.

Вывод

  • не ведитесь на термин "SPO", смотрите на структуру сделки;

  • главное — растёт ли общее число акций, если да — это допэмиссия, как ее ни назови;

  • разводнение — не всегда плохо, но вы как инвестор должны понимать, за что платите.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!