Звучит красиво: компания выходит с новыми акциями на рынок, а в заголовках — "ликвидность", "инвесторы", "индексы". Но за витриной может скрываться простая цель — размытие долей. Рассказываем, как отличить честное SPO от хитро замаскированной допэмиссии.
Еще в прошлом году мы заметили на нашем рынке занимательный тренд: компании после выхода на рынок массово объявляют о планах провести SPO — и спустя пару месяцев успешно эти самые планы реализуют.
Конечно, все делается из лучших побуждений: чтобы увеличить free-float, ликвидность в акциях и повысить шансы попадания в более высокие эшелоны.
Вот только многие маскируют допку под вторичное размещение (SPO). А разница большая:
при настоящем SPO новая эмиссия не происходит, а доля акционеров не размывается, так как на рынок выходят уже существующие бумаги, которые чаще всего принадлежат владельцам компании;
при допэмиссии (FPO) выпускаются дополнительные бумаги, доли текущих акционеров размываются;
это обычно плохо для акционера – кроме случаев, когда привлеченный капитал направится на сокращение долга или на привлекательную инвестпрограмму.
SPO звучит гордо и позволяет говорить в СМИ про "ликвидность", "включение в индекс" и "шаг к инвесторам";
допэмиссия — это разводнение, снижение прибыли на акцию и скепсис;
поэтому эмитенты придумывают сложные схемы, чтобы замаскировать FPO под SPO.
кто-то из крупных акционеров одалживает свои акции дочке;
та продает их на рынке — вроде как SPO;
деньги идут в бизнес — все отлично;
затем компания выпускает новые акции и передаёт их обратно акционеру.
В итоге: число бумаг увеличилось, прибыль на акцию снизилась, доли размылись. То есть, по факту это FPO, но оформлено как «вторичное размещение».
Из последних такую схему проворачивала Озон Фармацевтика (#OZPH). А в прошлом году подобным баловались Софтлайн #SOFL и ЮГК #UGLD.
Существуют два формата:
открытая подписка — участвовать могут все желающие, чаще всего с рыночным ценообразованием;
закрытая подписка — размещение происходит среди заранее определённых инвесторов (например, якорных фондов, связанных структур и т. п.).
Первый вариант формально честнее — доступ для всех. Но и тут компании стараются вести игру в свою пользу: например, разгоняют котировки перед размещением, чтобы собрать больше денег и снизить эффект разводнения.
не ведитесь на термин "SPO", смотрите на структуру сделки;
главное — растёт ли общее число акций, если да — это допэмиссия, как ее ни назови;
разводнение — не всегда плохо, но вы как инвестор должны понимать, за что платите.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!