Инфляционные ожидания россиян формируются не под влиянием официальных заявлений, а на основе личного потребительского опыта. Об этом заявил первый заместитель президента — председателя правления ВТБ Дмитрий Пьянов в интервью InvestFuture, комментируя недавнее исследование Банка России.
Исследование Департамента исследований и прогнозирования ЦБ, которое прокомментировал Пьянов, было построено следующим образом: разным группам респондентов сообщалась либо официальная цель по инфляции (4%), либо фактическое значение (например, 7,8%), либо не сообщалось ничего. После этого у всех спрашивали об ожиданиях по инфляции на будущее. Результат оказался схожим для всех групп: данные о текущей или целевой инфляции почти не влияли на восприятие.
Можно ли из этого сделать вывод, что россияне нечувствительны к официальной информации? Я бы не спешил, — отметил Пьянов.
Он указал на логическое и искажение в методологии: россияне ориентируются прежде всего на свой повседневный опыт: ценники в магазинах, сумму в чеке, ощущение роста расходов.
По словам Пьянова, в истории России уже был период, когда инфляция приближалась к целевому уровню. В этот момент начали снижаться и инфляционные ожидания — хотя они всё ещё оставались выше фактических показателей. Похожая ситуация наблюдается и в странах с устойчиво низкой инфляцией, например, в Европе. Там стабильно низкий уровень цен десятилетиями сформировал культуру восприятия инфляции как управляемого и предсказуемого процесса.
У нас пока не было такого длительного периода стабильности инфляции. Если она продержится вблизи таргета не месяц-два, а 5–10 лет, тогда и ожидания устойчиво снизятся, — считает банкир.
Он подчёркивает, что это не особенность российской «ментальности», а универсальная черта: для формирования доверия нужен не формальный сигнал, а многолетняя практика.
Таким образом, ключ к снижению инфляционных ожиданий — не в разовых заявлениях о целевых ориентирах, а в формировании привычки к устойчивой экономической ситуации. Только через повторяющийся опыт граждане смогут воспринимать официальные данные как надёжный ориентир. В противном случае приоритет будет сохраняться за повседневной реальностью — чек в магазине будет весомее пресс-релиза Центробанка.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!