Пустые колонки на заправках и ограничения стали новой реальностью для ряда российских регионов. За фасадом официальных заявлений о плановых ремонтах скрывается сложный коктейль проблем: от остановки мощностей до ценового коллапса, при котором продавать топливо становится невыгодно. Власти пытаются точечными мерами остановить кризис, но сможет ли ручное управление исправить системные перекосы?
Ситуация с обеспечением топливом в Крыму, ряде южных регионов, Приморье и Забайкалье остается напряженной. В ответ на дефицит власти ввели временный запрет на экспорт бензина, однако этого недостаточно: независимые АЗС продолжают закрываться или работать в убыток. Разбираемся, что стоит за этим «топливным апокалипсисом» и какие меры могут стабилизировать рынок.
Кризис вызван одновременным действием нескольких факторов. Ключевыми из них являются масштабные простои на нефтеперерабатывающих заводах, резкий рост оптовых цен при сдерживании розницы, а также логистические и структурные перекосы в системе распределения топлива.
Значительная часть мощностей по первичной переработке нефти в России оказалась недоступной. По состоянию на конец сентября простаивало около 38% мощностей. Часть из них была выведена на плановый ремонт, тогда как другая часть могла пострадать в результате атак беспилотников. Это создало фундаментальный разрыв между предложением и спросом.
Оптовая стоимость бензина с начала года взлетела почти в два раза. Цена на АИ-92 выросла на 49%, на АИ-95 — на 55%. При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не позволяет пропорционально повышать розничные цены, чтобы не раскручивать инфляцию. В результате маржа сетей исчезла: по оценкам, продажа литра АИ-92 приносит убыток около 4,3 рубля, что вынуждает многие АЗС ограничивать продажи или прекращать работу.
Проблема усугубляется сложной логистикой. Регионы, удаленные от нефтеперерабатывающих заводов, страдают в первую очередь. Кроме того, в условиях дефицита крупные вертикально интегрированные нефтяные компании в приоритетном порядке обеспечивают топливом собственную сеть заправок. Независимые операторы получают ресурсы по остаточному принципу, что и приводит к их массовым закрытиям.
Власти предпринимают ряд шагов для стабилизации ситуации. Для насыщения внутреннего рынка введен временный запрет на экспорт бензина. Минэнерго работает в режиме ручного управления, балансируя поставки по регионам. Также Кабмин рассматривает возможность импорта до 350 тысяч тонн бензина и 100 тысяч тонн дизтоплива в месяц с нулевыми пошлинами, в том числе из Беларуси, Китая и Южной Кореи.
С окончанием высокого сезонного спроса и введенными мерами оптовая цена может немного снизиться. Однако эксперты предупреждают, что проблема носит системный характер. Долгосрочное сдерживание розничных цен при растущих издержках производителей создает риски хронического дефицита, так как в нормальных рыночных условиях стоимость бензина должна была бы расти. Это ставит под вопрос долгосрочную устойчивость ситуации без глубоких изменений в регулировании.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!