Торговые войны, ослабление доллара и рекордный госдолг — так в 2025 году администрация президента Дональда Трампа стремилась создать новую экономическую реальность в США. Какие последствия имели эти эксперименты для Америки и всего мира, рассказывается далее.
С приходом к власти Трамп активно подписывал указы о введении импортных пошлин на зарубежные товары с целью сокращения торгового дефицита. Удалось сократить дефицит на 36% до 71,40 миллиарда долларов в октябре 2025 года. Однако эксперты сомневаются в устойчивости этой тенденции. «Хотя резкое снижение дефицита в октябре является значительным событием — впервые с 2009 года — устойчивость такого улучшения вызывает вопросы, поскольку оно частично обусловлено временными факторами, такими как колебания цен на отдельные товары, например золото, и сезонные изменения спроса», — пояснил аналитик "Эйлера" Беннет Керр.
Для устойчивого торгового баланса необходимо не только сокращать импорт, но и повышать экспорт и конкурентоспособность американских производителей на мировых рынках.
Тарифная политика не помогла обуздать инфляцию: осенью она вернулась к 2,7-3% годовых. Особенно выросли цены на электричество, достигнув 13,6 цента за киловатт-час, что на 10,4% выше, чем при Джо Байдене.
США сократили торговлю с 86 юрисдикциями, что составляет почти 40% мирового рынка. Евросоюз, один из крупнейших партнеров США, также понес убытки: 20 стран ЕС снизили поставки в США. «Падение товарооборота говорит о том, что в глазах других экономик США перестает быть надежным партнером с возможностью построения долгосрочных отношений», — отметил Алексей Родин, основатель Rodin.Capital.
Однако с Россией товарооборот, наоборот, увеличился почти на четверть, достигнув 3,9 миллиарда долларов за период с января по октябрь 2025 года, что больше по сравнению с 3,2 миллиардами долларов при Джо Байдене.
Доля американской экономики в мировом ВВП снизилась до 14,65%, что является минимумом с 1980 года. В период правления Байдена она составляла 14,93%. «Темпы роста в США несколько ниже, чем на крупных развивающихся рынках. Да и само снижение небольшое, но продолжающее тренд — Европа теряет свою долю еще быстрее, Африка и часть Азии наращивают. Америка не тот экономический гегемон, что был 25 лет назад — но иногда ведет себя, как будто им остается», — отметил Антон Табах, главный экономист "Эксперт РА".
Частота использования доллара в международных расчетах также уменьшилась: его доля в системе SWIFT снизилась до 46,8% в ноябре 2025 года. Основная причина — «непредсказуемость» политики США, сообщили в Rodin.Capital. «Санкционные риски Минфина США служат дополнительным катализатором диверсификации», — добавил Керр, подчеркнув, что недоверие к денежно-кредитной политике ФРС и долговая устойчивость США играют ключевую роль в изменении роли доллара.
Политика Трампа в 2025 году привела к рекордному уровню госдолга в 38,5 триллиона долларов и самой высокой с 2021 года молодежной безработице — 10,4%. Табах описал политику Трампа как «хаотичную, повысившую уровень неопределенности в мировой экономике, но в целом без катастрофических последствий».
Американцев ожидает «эпопея» вокруг нового главы ФРС и возможное усиление контроля за ФРС со стороны администрации. В случае успеха, впервые с 1979 года, ФРС будет существенно ослаблена, что может привести к накоплению долгосрочных рисков.
Опрос компании SSRS для телеканала CNN, проведенный 9-12 января, показал, что 55% американцев считают, что политика Трампа ухудшила экономическое положение в стране, а 64% уверены, что президент сделал недостаточно для снижения цен.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!