Теперь можно экспортировать дизель, который доставляется в морские порты по трубопроводам. Но только при условии, что производитель поставляет не менее 50% своих объемов на внутренний рынок.
Дизель при этом занимают первую строчку по объемам экспорта среди других нефтепродуктов: в прошлом году Россия поставила за рубеж около 35 млн тонн дизельного топлива, почти три четверти по трубопроводам. При этом бензина мы отправили на экспорт примерно в 7 раз меньше. Ограничение на вывоз этого вида топлива пока остается в силе.
А вот требования к нефтяникам по продаже дизеля и бензина 5-го класса на бирже ужесточили. Норма для бензина выросла с 13% до 15%, для дизеля с 9,5% до 12,5%. Эта мера должна позволить небольшим АЗС покупать топливо по рыночной цене. В правительстве считают, что если на бирже вырастет гарантированный объем предложения, то возрастет и число сделок, которые заключаются на конкурентных условиях.
Правительство ввело заградительную пошлину для игроков рынка, которые не производят топливо, а лишь покупают его, чтобы перепродать за рубеж подороже. Пошлина составит 50 тысяч рублей за тонну. Таким образом кабмин хочет уменьшить объем спекуляций на рынке и сократить число случаев, когда недобросовестные перекупщики вывозят классовое топливо под видом других нефтепродуктов.
Но, пожалуй, самое главное изменение касается топливного демпфера. Это механизм компенсации нефтяникам за выпадающие доходы от продажи топлива на внутреннем рынке. С 1 сентября выплаты по демпферу сократили вдвое. Это было сделано из-за повышения оптовых цен на топливо, которые затем привело и к росту цен на заправках. Однако теперь правительство решило восстановить выплаты по демпферу в полном объеме. Это, по мнению кабмина, повысит стимулы для насыщения топливом внутреннего рынка и сдержит рост биржевых цен.
С января по сентябрь бюджет потратил на демпферные выплаты более 1 трлн рублей, это официальные данные Минфина. При этом в сентябре, несмотря на объявленное сокращение, выплаты выросли аж на 60% по сравнению с августом, до 300 млрд рублей. А в октябре они, вероятно, получат еще в 2 раза больше.
Мировые цены на нефть и топливо растут, нефтяники гребут деньги лопатой. В начале лета власти решают сократить выплаты по демпферу — и сразу начался топливный кризис. Теперь, когда ситуация с доступностью бензина и дизеля в стране достигла критической отметки, власти решают дать нефтяникам еще денег, чтобы они вспомнили, что существует не только внешний, но и внутренний рынок.
Аналитики Инвестбанка Синара считают, что возврат демпфера в первую очередь будет позитивен для компаний, чья выручка в основном зависит от продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке. Это Газпромнефть, Татнефть и Башнефть. Кстати, акции последней в пятницу росли больше всех в нефтяном сегменте
После запрета на экспорт топлива в конце сентября власти отчитались о резком снижении биржевых цен на бензин и дизель. Однако на той неделе они снова вернулись к росту.
На днях ФАС потребовала от владельцев заправок снизить цены на топливо из-за падения биржевых цен. Предупреждение получили более 30 компаний. Если ничего не изменится, их накажут за нарушение антимонопольного законодательства.
Хотите достичь финансовой свободы? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, там мы каждый день рассказываем о самом главном.