InvestFuture

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Просмотры: 2153
Оцените материал:
(оценок: 35, среднее: 4.54 из 5)

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

нормативные акты, определяющие требования развития здоровой конкуренции, товаропроизводителей, правовую защиту их от монополизма.

Словарь по экономической теории

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействуя монополизму и недобросовестной конкуренции.

Большой бухгалтерский словарь

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

защита покупателя от монополии производителя путем экономических, организационных и юридических мер (система налоговых ставок, кредитов, ценообразования; образования малых предприятий и поощрение конкуренции; система наказаний "за сговор фирм", недостоверную рекламу и т.д.).

Большой финансовый словарь

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законодательство, закрепляющее основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления.

Словарь терминов по институциональной экономике

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты.

Современный экономический словарь. 2-е изд.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

англ. antimonopolistic legislation комплекс

правовых норм, защищающих свободу рыночных отношений от монополии производителя путем установления экономических, организационных и иных барьеров в виде налоговых ставок, ограничений и приоритетов при предоставлении кредитов, регулирования ценообразования предприятиями-монополистами, создания благоприятных условий для создания малых и средних предприятий и т.д.

Бизнес-словарь

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

юридические акты государства, направленные на ограничение и устранение тех действий монополий, которые нарушают правила свободной конкуренции и приводят к деформации отношений на рынке. Антимонопольные законы определяют предельные объемы производства тех или иных товаров, регулируют процессы слияния, поглощения, приобретения контрольных пакетов акций, с тем чтобы не создалось условий для монопольных действий отдельных компаний.

Медиаэкономика зарубежных стран: глоссарий

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Ст. 1.1. Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право. Словарь

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

система мер, направленных на разрушение монополистических структур, на борьбу с монополизмом. Его основы были заложены еще в конце XIX в. Именно тогда были приняты основные антитрестовские законы в США. З.а. стало важным элементом регулирования экономики после Второй мировой войны. Хотя в различных странах оно имеет свои особенности, есть общие принципы. З.а. определяет понятие монополии, формы ее проявления и устанавливает санкции за злоупотребление господствующим положением на рынке. Одна из главных задач З.а. – недопущение объединения различных компаний, если в результате возникают преграды для развития конкуренции. З.а. направлено не против крупного производства как такового, а против монополистических тенденций диктата и застоя. Оно запрещает: недобросовестные методы конкуренции; использование торговой марки другой фирмы без ее согласия; рекламу, неадекватно описывающую товар и вводящую в заблуждение покупателя; резкое снижение цен ниже издержек производства с целью вытеснения конкурентов с рынка и т.д. З.а. предусматривает обширную систему мер и санкций: возможны даже принудительные разукрупнения крупных корпораций; используются и финансовые санкции; ответственность в самых различных формах, вплоть до уголовной.

Глобальная экономика. Энциклопедия

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти; совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире А. з. и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. Основными целями А. з. большинства государств являются: защита и поощрение конкуренции (см. Конкуренция), контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и централизации капитала (см. Концентрация производства, Централизация капитала) контроль над ценообразованием, содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей. В некоторых государствах в А. з. включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции (см. Конкуренция недобросовестная), направленной против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. В узком смысле А. з. направлено против чистых монополий и крупных олигополистических объединений, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих нормы делового общения. Первый этап развития антимонопольного регулирования начинается в 1876 г., когда в нескольких штатах США создаются учреждения, наблюдающие за ценами и услугами. Именно для США характерна в этот период наибольшая концентрация производства. Второй этап связан с принятием в 1890 г. Конгрессом США первого акта антитрестовского законодательства — закона Шермана против монополии в торговле и коммерческой деятельности, который стал краеугольным камнем антимонопольной политики. Законом были запрещены любые формы контрактов (объединения, сговоры, соглашения и т. д.), направленные на ограничение свободы торговли; объявлены вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматриваемые как уголовное преступление. За нарушение закона предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и расформирование фирмы. В 1914 г. был принят закон Клейтона, который был призван усилить закон Шермана. Он утверждал, что ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, если это ослабляет конкуренцию. В 1914г. принят закон опоздании Федеральной торговой комиссии США для рассмотрения нарушений А. з. и предотвращения нечестной конкуренции и рекламы. Третий этап развития А. з. начинается в 1933 г. и связан с окончанием разрушительного кризиса 1929-1933 гг. В 1938 г. принимается закон Уилера—Ли, направленный на защиту прав потребителя (против ложной рекламы и искаженной информации). В этот период к активной антимонопольной политике обращаются страны Западной Европы и Японии. В 1950 г. появляется закон Келлера-Кефаувера, который обращает внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Четвертый этап — 60-е гг. XX в. — характеризуется жесткой антимонопольной политикой, особенно в отношении слияний и соглашений. Этот период ознаменован усилением государственного вмешательства в целом. Пятый этап — начало 80-х гг. -Y- характеризуется значительной либерализацией антимонопольной политики, особенно в отношении сотрудничества при проведении совместных исследований и разработок. В первой половине 80-х гг. американское правительство установило нормативы отраслевой концентрации, позволяющие определить степень рыночной концентрации и установить ее допустимые границы. Теоретическое обоснование антимонопольной политики пятого этапа основывается на исследованиях Чикагской школы, которая высказывалась в пользу ориентации антимонопольной политики на глобальные цели, т. е. государственное вмешательство должно осуществляться только тогда, когда можно четко определить отрицательную деятельность субъекта на рынке. На протяжении всей истории развития антимонопольной политики происходило преобладание одного из двух главных принципов: «правила закона», который устанавливал формальные рамки и определенные нормативы (этот принцип в большей степени присущ американскому А. з.), и «правила целесообразности», согласно которому незаконными признаются только те действия, которые противоречат общественным интересам (этот принцип преобладает в европейском законодательстве). Для российского А. з. характерно сочетание этих принципов, оно предполагает анализ конкретной рыночной ситуации. В России А. з. появилось с началом перехода к рыночной экономике. Одним из первых принятых в России нормативных актов в области антимонопольного регулирования является Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1995 г. принята его новая редакция. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и вводит понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, которое может быть признано антимонопольным комитетом в случае, если доля фирмы на рынке определенного товара составляет 65 % и более.

Экономика. Словарь по обществознанию

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

система правовых актов, позволяющих обеспечить конкурентные условия рыночных отношений, установить правила поведения участников на товарных рынках, защитить права предприятий малого и среднего бизнеса от хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Первым законом, ограничивающим проявление монополизма на рынке товаров, стал Закон Шермана 1890, один из осн. законов в рамках антитрестовского (antitrust) законодательства США, получивший название по имени автора законопроекта сенатора Дж. Шермана (Sherman Act). Закон запретил контракты, монополистич. объединения и тайные сговоры, ограничивающие свободу торговли. Макс. штраф в пользу гос-ва, взимаемый с корпораций за нарушение закона, первоначально составлял 5 тыс. долл., затем был увеличен до 50 тыс. долл. (1955) и 1 млн долл. (1974). После 2-й мировой войны (50–60-е гг.) А.з. появилось в странах Общего рынка, в Японии и почти во всех промышленно развитых странах мира. В одних государствах оно именуется антимонопольным (США, Канада, Япония, в США также называется антитрестовским) или антикартельным (ФРГ, Австрия, Швейцария), а в других (в т.ч. во многих странах – членах ЕС) оно определяется как законодательство по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой. Правила по борьбе с проявлением монополизма формулируются в международных соглашениях, в частности в Римском договоре об организации ЕЭС от 25 марта 1957 (ст. 85–91) и др. Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции РФ, Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», издаваемых в соответствии с ним др. федеральных законов, а также подзаконных актов (указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ). Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – Закон о конкуренции) впервые принят в России в марте 1991. В связи с существенными изменениями в экономике страны в закон было внесено много изменений и дополнений. Действующий в новой редакции (от 2 янв. 2000) Закон определяет организац. и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистич. деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. При этом определенные запреты и ограничения относятся не только к монополистич. деятельности хозяйствующих субъектов, но и к действиям гос. органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающим конкуренцию. В соответствии с Законом о конкуренции проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, по предупреждению, ограничению и пресечению монополистич. деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти – федеральным антимонопольным органом – Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) и его территориальными органами. МАП действует на основании Закона о конкуренции и положения о нем (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999). Закон о конкуренции предоставил МАП и его территориальным органам правоприменительные полномочия административно-правового характера для защиты нарушенных гражданских прав. МАП и его территориальные органы вправе налагать штрафы на коммерч. и некоммерч. организации и административные взыскания на их руководителей, граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за нарушение А.з. МАП и его территориальные органы могут направлять в соответств. правоохранит. органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением А.з., Вместе с тем правоприменительная деятельность федеральных антимонопольных органов остается под контролем суда, поскольку любые их решения (предписания) могут быть обжалованы в суд. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются Федеральным законом «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999) (далее – Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг). Если финансовая организация (банк или иная кредитная орг-ция; орг-ция, предоставляющая услуги на рынке ценных бумаг; страховая орг-ция; негосударственный пенсионный фонд; управляющая компания паевого инвестиционного фонда; лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная орг-ция, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг) либо индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг, занимает доминирующее положение на этом рынке, то федеральный антимонопольный орган должен обязать финансовую организацию восстановить необходимые условия конкуренции на рынке финансовых услуг. Доминирующим положением финансовой организации признается положение, когда объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией либо несколькими финансовыми организациями на рынке финансовых услуг, дает ей или им возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на этом рынке или затруднять доступ на него др. финансовым организациям. В соответствии с Законом о конкуренции на рынке финансовых услуг доминирующее положение финансовой организации определяет федеральный антимонопольный орган по согласованию с соответств. федеральным органом исполнительной власти по каждому рынку финансовых услуг (на рынке ценных бумаг – с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке ценных бумаг; на рынке банковских услуг – с ЦБ РФ; на рынке страховых услуг – с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг, и др.). Немаловажное значение в развитии и совершенствовании А.з. придается арбитражной практике

Финансово-кредитный энциклопедический словарь