АВИАЦИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
специализированная область страхования рисков, связанных с использованием средств авиационной и космической техники.
специализированная область страхования рисков, связанных с использованием средств авиационной и космической техники.
страхование на случай риска аварии, повреждения или гибели воздушного судна; страхование авиагрузов; страхование ответственности за жизнь и здоровье пассажиров на время воздушного перелета, а также багажа на случай его потери или повреждения; страхование ответственности владельцев аэропортов; страхование потери прибыли вследствие невозможности эксплуатировать авиационное средство транспорта в результате аварии.
англ. aviation insurace - страхование самолетов
предусматривает возмещение ущерба в результате гибели или повреждения воздушного судна вследствие любой причины во время полета, патрулирования, нахождения на земле или на воде. Возмещению также подлежат все необходимые и целесообразные расходы страхователя по спасению, охране и транспортировке застрахованного имущества до ближайшего места ремонта. Договор заключается на основании письменного заявления страховщику (содержащего все известные страхователю существенные обстоятельства, имеющие отношение к объекту страхования) и произведенной оценки риска.
В страховых операциях: защита страхователя от потерь, возникающих в процессе производства, использования или эксплуатации авиационной техники. Страхователями могут являться аэропорты, производители авиационной техники, авиационные компании, пилоты, авиационные инструкторы, операторы авиационной техники, постоянно находящиеся на территории, принадлежащей аэропорту, или транспортные компании, использующие авиационную технику. Виды страховой защиты могут охватывать ответственность перед третьими лицами за причинение телесных повреждений, имущественного ущерба или возмещение медицинских расходов, а также различные виды страховой защиты от убытков, наступающих в результате повреждения имущества, принадлежащего первому лицу, включая страховую защиту корпуса авиационного судна (каско).
Страхование воздушных судов, перевозимых ими грузов, гражданской ответственности авиаперевозчика по отношению к пассажирам и экипажу, а также службам наземного обеспечения полетов (аэропортов); страхование потери прибыли авиаперевозчика из-за невозможности эксплуатировать воздушное судно вследствие аварии, страхование авиационных специалистов от потери лицензии, страхование космической техники и др. Объектом А.с. может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздушных судов. Могут быть застрахованы специальное оборудование, запчасти и т.д., Установленные или перевозимые на борту в целях обеспечения безопасности полетов.При установлении ставок премии по А.с. применяется принцип индивидуального подхода к оценке риска. При страховании воздушных судов, совершающих регулярные рейсы с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов, основными критериями тарифной ставки служат данные по составу (количеству и моделям) самолетов, их действительная стоимость (на момент заключения договора), число пассажирских (грузовых) мест в каждом самолете, квалификация летно-подъемного состава, годовые показатели пассажиро-километров, самолето-километров и тонно-километров, количественное и стоимостное выражение гибели самолетов за последние годы. Оценку риска А.с. преимущественно производят сюрвейеры. При этом используются показатели безопасности полетов, принятые ИКАО.Одновременно сопоставляются фактические данные, с установленными нормами летной годности. Оценивается вероятность возникновения критической ситуации в полете, приходящейся на 1 час полета. Требованиями норм летной годности уровень безопасности полетов (Рк) задан как Рк< = 1х107, т.е. одна критическая ситуация приходится не менее, чем на 107 налета парком воздушных судов на регулярных линиях гражданской авиации. Вычисляются показатели налета на авиационное происшествие или налет на катастрофу.Основу условий А.с., соответствующих международным требованиям, составляет страховой полис Ллойда. Эти стандартные условия А.с. могут быть дополнены или изменены путем включения в полис специальных оговорок, учитывающих специфику конкретных рисков и страховых интересов.Страхование воздушных судов гражданской авиации предусматривает возмещение ущерба в результате гибели или повреждения воздушного судна вследствие любой причины во время полета (летное происшествие), патрулирования, нахождения на земле или на воде. Возмещению также подлежат все необходимые и целесообразные расходы страхователя по спасению, охране и транспортировке застрахованного имущества до ближайшего места ремонта. Договор заключается на основании письменного заявления страховщику (содержащего все известные страхователю существенные обстоятельства, имеющие отношение к объекту страхования) и произведенной оценки риска.Ответственность за страхование воздушных судов от гибели и повреждения лимитируется их стоимостью и, как правило, не распространяется на убытки, вызванные военными действиями, ядерным взрывом или его последствиями, мятежом, забастовками, конфискацией или арестом имущества, саботажем или захватом воздушного судна. Страхование ответственности перед пассажирами и третьими лицами лимитируется указанной в договоре страхования суммой на одно лицо или на один страховой случай. При этом во внимание принимается т.н. Варшавская конвенция ИКАО, которой регулируется ответственность за гибель и повреждение здоровья авиапассажиров, а также Римская конвенция ИКАО. Страхование ответственности владельца аэропорта лимитируется обусловленной суммой по каждой категории застрахованных рисков на весь срок действия договора. Определенной суммой лимитируется и ответственность страховщика при страховании потерь прибыли и лицензии.Специфика А.с. определяется потребностью комбинированного страхового покрытия рисков гибели и повреждения средств авиационной техники, ответственности перед пассажирами и ответственности перед третьими лицами, т.е. рисков, которые могут вызвать катастрофические убытки и nсоответственно необходимость концентрации финансовых ресурсов для выплаты страхового возмещения убытков катастрофического характера. А.с. сложилось в основном после 2-й мировой войны. Наибольшее развитие получило в Великобритании и США. В большинстве стран А.с. проводится объединениями страховых компаний в виде пулов или консорциумов. В нашей стране А.с. осуществляет Ингосстрах, Авиокос и другие организации. В целях координации деятельности по А.с. создан Международный союз авиационного страхования. В 1992 г. общая сумма взносов по А.с. в мире составила 800 млн долларов, а общая сумма выплаченных и предстоящих возмещении - 1200 млн долларов.
страхование рисков, связанных с эксплуатацией авиационной и космической техники. Объекты страхования – воздушные суда и др. средства авиационной техники от повреждения и гибели; ответственность перед третьими лицами и пассажирами за ущерб их здоровью и имуществу; риск несчастного случая в отношении авиационного персонала; ответственность владельцев аэропортов; потеря прибыли вследствие невозможности эксплуатировать воздушное судно в результате аварии и др. Включает след. виды страхования: каско; военных рисков; гражданской ответственности перевозчика; ответственности перед пассажирами при междунар. перевозках; ответственности производителей авиационной техники; ответственности аэропортов и управления воздушным движением и др. Страхование каско предполагает возмещение ущерба только от повреждения или конструктивной гибели трансп. средства. (Каско самолета: фюзеляж; двигатели; штурманское навигационное и радиооборудование; гидравлич. системы; шасси; электрооборудование, а также все др. комплектующие узлы, установл. в самолете.) Страхование военных рисков. Практически все полисы С.а. включают оговорки о рисках захвата, военных рисках и т.п. В свое время авиационные страховщики в Великобритании, осуществляющие страхование «от всех рисков», пришли к соглашению вводить во все полисы страхования каско оговорку, исключающую из покрытия риски: войны, гражданской войны, ядерного взрыва и его последствий, мятежей, забастовок, конфискации и ареста имущества, злонамеренных действий, саботажа и захвата самолета. Аналог. соглашения действуют в США и в странах континент. Европы. Нек-рые из вышеуказ. рисков, такие, как риски мятежа и забастовок, злонамеренных действий, саботажа и захвата самолета, не имеющие политич. основания (но исключая войну, гражданскую войну и риски, связ. с применением ядерного оружия), могут быть восстановлены в покрытии по полису страхования «от всех рисков», обычно при уплате дополнит. премии, размер к-рой зависит от степени подверженности объекта данному риску. Восстановление покрытия осуществляется на условиях, что страховщик имеет право в любое время расторгнуть договор страхования, уведомив страхователя за 7 дней; в случае же, когда страхуется парк самолетов, устанавливается общий лимит суммы убытков на время действия полиса. Каско самолета может быть застраховано от рисков войны, гражданской войны, актов саботажа и захвата самолетов только по отд. полисам, к-рые подписываются гл. обр. страховщиками Ллойда (хотя и др. страховые компании все более широко занимаются страхованием этих рисков на условиях Ллойда). Такие отд. полисы включают все риски, исключенные из полиса страхования «от всех рисков» стандартной оговоркой. При этом исключаются ядерные риски, к-рые не страхуются вообще. Такие спец. полисы предусматривают автоматич. расторжение покрытия в случае начала войны между крупнейшими мировыми державами. Кроме того, такой полис в любое время может быть расторгнут страховщиками при уведомлении страхователя за 48 часов. Страхование гражданской ответственности перевозчика представляет собой защиту имуществ. интересов застрахованного лица, связ. с его обязанностью в порядке, установл. гражданским законодательством, возместить ущерб, нанес. третьим лицам в связи с использованием застрахованным средства транспорта. В практике С.а. под третьими лицами понимаются все лица, кроме пассажиров и тех лиц, с к-рыми взаимоотношения перевозчика или производителя основываются на деловом контракте (напр., экипаж, рабочие и служащие компании или предприятия и т.п.), т.е. лица, находящиеся на земле, а также владельцы, экипаж и пассажиры др. самолета, с к-рым данный самолет может столкнуться, повредить его и т.п. Страхование ответственности перед пассажирами при международных перевозках регулируется Варшавской конвенцией 1929: воздушный перевозчик, к-рый соответствует всем требуемым условиям для заключения контракта перевозки, несет ответственность перед пассажирами. Ответственность была ограничена суммой 125 тыс. золотых фр. (примерно 10 тыс. долл.). Эта сумма была увеличена Гаагским протоколом 1955 до 250 тыс. золотых фр. (приблизительно 20 тыс. долл.) – лимит до сих пор действует при большинстве междунар. перевозок. В 1966 США в одностороннем порядке выдвинули требование, чтобы по всем перевозкам, имеющим начальный или конечный пункт на тер. США или промежуточный пункт с остановкой на тер. США, лимит по каждому пассажиру был установлен в размере 75 тыс. долл. (это одностороннее решение называют Монреальским соглашением 1966). При страховании ответственности производителей авиационной техники (ответственности товаропроизводителей) возмещаются убытки, понесенные страхователем в связи с выходом из строя изготовл. и (или) разработ. им авиационной техники по причине конструктивных или производств. недостатков. В страхование ответственности товаропроизводителя может включаться ответственность за т.н. граундинг (англ. grounding), т.е. остановку полетов группы или всего парка самолетов одного типа по причине типового конструктивного или производств. дефекта. Страхование ответственности аэропортов и управления воздушным движением подразумевает возмещение убытков за телесные повреждения (включая смерть) третьих лиц, а также повреждение (гибель) имущества третьих лиц, включая авиац. технику, обслуживаемую в аэропорту, причин. несчастным случаем или любым дефектом, неисправностью оборудования или установок, используемых страхователем (как владельцем и оператором аэропорта) в помещениях аэропорта, на летном поле, в мастерских и т.д. Кроме того, могут страховаться риски, связанные с эксплуатацией топливно-заправочных, грузовых комплексов, служб управления воздушным движением в зоне аэропорта или в воздушном пространстве целого региона. Осн. законом, определяющим деятельность авиаперевозчика на территории РФ, является Воздушный кодекс РФ (№ 60-ФЗ), к-рый устанавливает обязат. страхование ответственности владельца воздушного судна при полетах над тер. РФ: перед третьими лицами – в размере не менее 2 МРОТ за каждый кг максим. взлетного веса; перед пассажирами – в размере не менее 1000 МРОТ; по багажу – не менее 2 МРОТ за 1 кг багажа; по ручной клади – не менее 10 МРОТ за все вещи, находящиеся при пассажире; по грузу – не менее 2 МРОТ за 1 кг груза.