ДУОПОЛИЯ
англ. duopoly ситуация
когда на одном рынке действуют два производителя идентичной продукции и при этом монополизируют рынок.
англ. duopoly ситуация
когда на одном рынке действуют два производителя идентичной продукции и при этом монополизируют рынок.
рынок, на котором определенная продукция реализуется только двумя представителями крупных промышленных монополистических группировок, не связанными договором о ценах.
частный случай ограниченной конкуренции, при котором на рынке действуют в основном два независимых продавца, продающих идентичную продукцию (при множестве покупателей).
DUOPOLY
Структура рынка, на к-ром имеются только две компании. Подобная структура, хотя реально редко встречается, полезна в экон. теории для иллюстрации принципов игры и конкуренции
рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от вступления на рынок других продавцов, являются единственными, кто предлагает на рынке стандартизированный товар, не имеющий близких заменителей.
ситуация на рынке, когда существуют лишь два производителя, предлагающих идентичную продукцию. Такое положение рассматривается как частный, наиболее простой случай олигополии: господства на рынке нескольких крупных поставщиков.
Дуополия - тип отраслевого рынка, на существуют только два продавца и множество покупателей. Считается, что прибыли, которые могут быть получены в результате такой несовершенной конкуренции, меньше тех прибылей, которые были бы получены, если бы два продавца слились и образовали монополию.
положение на рынке, при котором конкуренция в сфере предложения несовершенна из-за наличия только двух продавцов. Термин, который используется только в теоретико-экономических исследованиях. Он подчеркивает значение стратегических проблем в деятельности предприятий при наличии ситуации дуополии (наличия двух продавцов) или олигополии (небольшого количества продавцов).
(duopoly) Рынок, на котором присутствуют только два продавца, каждый из которых должен учитывать возможные ответные действия другого. В дуополии по Курно каждый продавец исходит из предположения, что конкурент будет сохранять прежний объем производства; в дуополии по Бертрану каждый продавец уверен, что конкурент не будет менять цену. Дуополист может также исходить из более сложных предположений, например, полагать, что конкурент будет реагировать на его действия в соответствии с той или иной предполагаемой функцией реагирования.
(doupoly) Рынок, на котором существуют только два производителя или продавца данного товара или услуги и множество покупателей. На практике прибыли, которые могут быть получены в результате такой формы несовершенной конкуренции, обычно меньше тех, которые были бы получены, если бы два поставщика слились и образовали монополию (monopoly), однако они больше прибылей, которые они получили бы, если бы допустили конкуренцию, вынудившую их перейти к калькуляции себестоимости по маржинальная система калькуляции/калькуляция себестоимости по прямым издержкам (marginal costing). См. также: дуополия с тайным сговором (collusive duopoly).
(от латинского: два и греческого: продаю) - ситуация, при которой имеются только два продавца определенного товара, не связанных между собой монополистическим соглашением о ценах, рынках сбыта, квотах и др. Данная ситуация теоретически была рассмотрена А.Курно в работе "Исследование математических принципов теории богатства" (1838). Теория Д. Курно исходит из конкуренции и основана на том, что покупатели объявляют цены, а продавцы приспосабливают свой объем выпуска к данным ценам. Каждый дуополист оценивает функцию спроса на продукцию и затем устанавливает количество, предназначенное на продажу, при том допущении, что объем выпуска конкурента остается неизменным. Согласно Курно, дуополия занимает по объему выпуска продукции промежуточное положение между полной монополией и свободной конкуренцией: по сравнению с монополией выпуск здесь несколько больше, а по сравнению с чистой конкуренцией - меньше.
Существующие модели дуополистических рынков подразделяются на два основных класса:
а) Нереактивные модели, в которых предполагается, что фирма не принимает в расчет реакцию своего конкурента на изменение ею либо цены, либо выпуска. Например, в модели дуополии Бертрана каждый производитель считает, что его соперник не изменит цену в ответ на изменение цены им самим, и это предположение побуждает его понизить цену, чтобы увеличить объем своих продаж. Поскольку обе фирмы рассуждают таким образом, цена, в конце концов, упадет до конкурентного уровня, когда производители получают нормальную прибыль. В модели дуополии Курно устанавливается выпуск, а не цена. При этом фирма изменяет свой выпуск исходя из предпосылки, что выпуск ее соперника останется неизменным. Поскольку обе фирмы рассуждают одинаково, выпуск, в конце концов, установится на уровне, при котором фирмы делят между собой рынок поровну и могут получить экономическую прибыль.
б) Реактивные модели, в которых предполагается, что обе фирмы осознают, что их действия взаимозависимы, и, следовательно, пытаются избежать взаиморазрушительных форм соперничества. Фирмы пытаются максимизировать свою суммарную прибыль, устанавливая согласованные между собой цены, превышающие цены конкурентного равновесия. Этого можно достигнуть либо с помощью неформальных средств, когда, например, на основе общего согласия один из дуополистов становится ценовым лидером, либо путем сговора между обоими дуополистами.
от лат. duo – два и греч. poleo – продаю) – частный случай ограниченной конкуренции, когда на рынке выступают два независимых продавца одного товара, а количество покупателей не ограниченно. У дуополистов есть в принципе три возможности. Первая – они конкурируют – свободно, без оглядки друг на друга, снижая цены в стремлении продать максимум продукции. При этом совокупный объем продаж будет наибольший (ограниченный лишь платежеспособным спросом), но цена и прибыль на единицу товара – наименьшая (см. точку А на рис.). Вторая возможность – каждый из дуополистов стремится увеличить свою прибыль до максимально возможного уровня (максимизировать ее), считая, что изменения в выпуске им продукции не влияют на решения конкурента об объеме выпуска (такой же) продукции. (На этой предпосылке основан анализ Д., носящий имя О. Курно и предложенный им в 1838. В силу наглядности этот пример часто используется в экономической теории при моделировании рыночных процессов.) В модели Курно обе фирмы должны решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. Конечная цена зависит от совокупного объема произ-ва обеих фирм. Гл. особенность модели: каждая фирма принимает решение, считая объем выпуска своего конкурента постоянным в течение заданного периода. После нек-рого взаимного приспособления между ними устанавливается равновесие, называемое равновесием Курно. График, отражающий объем производства фирмы в зависимости от предполагаемого объема производства ее конкурента, называется кривой реакции. Равновесный уровень объема производства находится на пересечении (точка В на рис.) кривых реакции обеих фирм (I–I и II–II). В конечном счете прибыль, получаемая каждой фирмой, оказывается выше, чем при идеальной конкуренции. Более сложные способы анализа учитывают вероятную реакцию конкурента на изменение объема выпуска конкурента. Такова, напр., модель рыночного равновесия и неравновесия Г. фон Штакельберга, в к-рой учитывается возможная реакция конкурентов на принимаемые решения об объеме выпуска, причем одна или обе фирмы считают, что конкурент будет вести себя как дуополист Курно. Поскольку «война цен» уменьшает прибыли обеих сторон, существует третья возможность: ценовой сговор о высокой цене (путем создания искусственного дефицита предложения по отношению к спросу) между фирмами-дуополистами (см. Картель). В результате обе фирмы получат прибыль при меньшем объеме выпуска (точка С на рис.). Впрочем, подобные договоренности обычно осуждаются, и, кроме того, фирмы могут не верить друг другу: если контрагент в нарушение договоренности снизит цену по сравнению с условленной и увеличит сбыт, то он одержит победу в конкуренции.