Экономические теории управления
Экономические теории управления отвечают на вопрос об экономических отношениях, в которых состоят менеджеры в организации. В противоположном случае выдвигается концепция психологических основ взаимодействия сотрудников организации. (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд). Широкое распространение получило представление, что организация представляет собой совокупность нетоварных, непосредственно общественных отношений, выражающихся прямо в виде приказов, указаний, соответствующих принципу демократического централизма (К. Маркс). Противоположная концепция состоит в тезисе, что организация представляет собой разновидность рынка (теория обмена предельной тягости труда на вознаграждение, теория дуопольного рынка, теория ограниченного монопсонией монополистического рынка). Существует концепция, согласно которой люди в организации объединяются для снижения своих трансакционных издержек (теория фирмы Коуза). Менеджмент (управление) представляет собой услугу, общие работы в отличие от частных работ в организации. ( К. Маркс). Менеджмент представляет собой общедоступное бесплатное благо в рамках организации ( Д. Стиглиц). В марксизме управление выступает как элемент системы эксплуатации труда. В неоклассической теории организация выступает как продолжение рынка труда, а менеджер представляет собой представителя работодателя.. В институционализме предприятие выступает как соединение рыночного мира (в его основании обмен товаров), индустриального мира ( в его основании стандарты), традиционного мира (в его основании подчинение частных интересов общим), мира общественного мнения ( в его основании известные события, которые явились образами поведения), мира творческой деятельности ( в его основании уважение к творческой деятельности), мира экологии ( в его основании сохранение сложившихся в природе равновесий). Менеджер в институтциализме представляет собой судью, который своими действиями помогает организации найти компромисс между мирами. В кейнсианстве управление представляет собой фактор, который производит специфический доход - управленческую добавленную стоимость. Управление можно понимать и как общественную связь - обмен в рамках организации. Через управление реализуется обмен между организацией как собственником ресурсов и сотрудником как членом организации согласно распределению прав собственности, распоряжения и пользования (теория обмена). Логистический подход к управлению организацией предполагает представление об управлении как о распределении ресурсов организации по принципу « в нужное время нужный материал, в нужное место». Через управление в рамках организации общая собственность (но не долевая) распадается на права владения, распоряжения и пользования и ресурсы попадают через распределение непосредственно работнику для трансформации в готовый продукт (теория распределения). Распределение с точки зрения экономического содержания управления можно понимать в трояком смысле. 1) Распадение целого на доли.2) Физическое доведение продукта до потребителя. 3) направление использования ресурса в стороны цели организации или собственника. Эффективность управления определяется через сопоставление вклада управления в общие результаты работы организации и затрат на управление. Теоретически эффективность управления может быть определена через сопоставление изменения затрат организации на трансакции, с одной стороны, и затрат на управление, - с другой. При прочих равных условиях вклад управления может быть оценен через прирост производительности труда в организации в результате усилий управленческого аппарата. Он может выступать и как превышение прироста производительности над приростом заработной платы, или превышение прироста производительности труда над приростом фонодовооруженностью труда. Допустимо определять эффективность управления как сопоставление прибыли и затрат на управление.