ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ
нормативная область экономической теории, изучающая методы такой организации экономической деятельности, которая обеспечивает максимизацию экономического благосостояния. В экономике благосостояния применяются оценочные суждения о том, что должно производиться, как производство должно быть организовано, каким образом должны быть распределены доходы и имущество в настоящее время и в будущем. В обществе каждый человек имеет свой собственный набор оценочных суждений, которые зависят от его положения в этом обществе, вероисповедания, философских и политических убеждений, и экономистам довольно трудно интегрировать все эти суждения при формулировке рекомендаций государственным деятелям относительно решений, которые воздействуют на размещение ресурсов и которые связаны с межличностными сравнениями полезности.
В течение многих лет экономисты старались разработать критерии для оценки экономической эффективности, чтобы использовать их как руководство при оценке фактического использования ресурсов. Экономисты-классики трактовали полезность как измеримый уровень удовлетворения потребителей. Первые экономисты, занимавшиеся экономической теорией благосостояния, например Пигу, придерживались того же мнения и определяли, увеличилось экономическое благосостояние или уменьшилось исходя из изменений структуры экономической деятельности. Однако впоследствии экономисты отказались от идеи измеримости полезности, а затем вынуждены были признать, что экономическое благосостояние неизмеримо и любое ценностное суждение о благосостоянии зависит от системы предпочтений и приоритетов тех, кто делает это суждение. Это привело к поискам критериев благосостояния, которые позволили бы избежать межличностных сравнений полезности при формулировании явных суждений о том, увеличилось благосостояние или уменьшилось.
Наиболее простой критерий был разработан Вильфредо Парето, который утверждал, что любое перемещение (реаллокация) ресурсов, вызывающее изменение структуры производимых товаров или их распределения среди потребителей, может рассматриваться как "улучшение", если оно приносит некоторым людям выгоду (по их собственной оценке), не причиняя никому ущерба. Этот анализ привел к разработке условий оптимальности по Парето, которые при данном распределении дохода максимизируют экономическое благосостояние общества. Критерий Парето позволяет избежать межличностных сравнений при использовании в непротиворечивых ситуациях, при которых никому не причиняется ущерб. Однако узкие возможности употребления этого критерия делают его неприменимым при оценке таких проектов экономической политики, которые приносят выгоду одним и ущерб другим без всяких компенсаций.
Николае Кэлдор и Джон Хикс предложили альтернативный критерий (принцип компенсации). В соответствии с этим критерием любые экономические изменения должны рассматриваться как выгодные в том случае, если в результате этих изменений те, кто получает выгоду, гипотетически могли бы компенсировать потери тех, кому причинен ущерб, и все равно остаться в выигрыше. Этот критерий подразделяет последствия любого экономического изменения на две части: а) выигрыши / потери эффективности и б) влияние на распределение доходов. Если субъективная оценка своих выгод теми, кто оказался в выигрыше, больше субъективной оценки ущерба тех, кто понес потери, то полученный выигрыш в эффективности оправдывает изменение, даже если (при отсутствии компенсационных выплат) произошло перераспределение доходов. Если те, кто оказался в выигрыше от данного изменения, полностью компенсируют убытки понесших потери и после этого все равно будут иметь чистую выгоду, то, согласно критерию Парето, такое изменение считается "улучшением". Если же компенсации не выплачиваются, то возникает ситуация "второго наилучшего", при которой экономика отклоняется от оптимальной структуры размещения ресурсов, и государству остается право решать, следует ли облагать налогом тех, кто оказался в выигрыше, и компенсировать убытки понесшим потери.
Помимо разработки критериев благосостояния, некоторые экономисты, например Пол Самуэльсон, пытались построить функцию общественного благосостояния, которая могла бы служить руководством к оценке того, является ли одна экономическая ситуация лучше или хуже другой. Функция общественного благосостояния может рассматриваться как функция благосостояния каждого потребителя. Однако для того, чтобы построить эту функцию, необходимо учесть предпочтения каждого потребителя и интегрировать их в общественные предпочтения, и некоторые экономисты, например Кеннет Эрроу, выразили сомнения в возможности существования непротиворечивых и согласованных общественных предпочтений.
Несмотря на эти методологические сложности, экономика благосостояния все чаще используется для оценки экономических изменений, в частности становящейся все более значимой проблемы загрязнения окружающей среды, которая приносит выгоду одним и причиняет ущерб другим. Широкое применение принципа "загрязнил - плати" отражает готовность государства делать межличностные сравнения полезности и вмешиваться в рыночные отношения для того, чтобы заставить загрязнителей платить за любое загрязнение окружающей среды, произошедшее по их вине.