Электронная коммерция
Деловая деятельность, проводимая через Всемирную компьютерную сеть.
Деловая деятельность, проводимая через Всемирную компьютерную сеть.
Сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.
коммерческая деятельность, которая осуществляется при помощи передаваемых по сети электронных сигналов. Большинство электронных транзакций между компаниями и между компанией и потребителем совершаются через Интернет.
Электронная коммерция - бизнес, основанный на информационных технологиях. Электронная коммерция предполагает:
- открытие своего сайта и виртуального магазина в Интернете;
- наличие системы управления компанией;
- использование электронной рекламы и маркетинга;
- использование моделей бизнес для бизнеса и/или бизнес для потребителя.
1) бизнес в сфере производства и торговли современной электронной техникой, компьютерами, программным обеспечением; предпринимательская деятельность с использованием новейших информационных технологий, в киберпространстве глобальной сети Интернет. Выделяют две сферы: а) бизнес "для бизнеса"; например, создание и поставка электронных банковских систем, или электронные технологии на вексельном рынке, или торги иностранными валютами на ММВБ (где по состоянию на 1997 г. 80% дилерских заявок подавалось через терминалы -); б) потребительский рынок; например, реклама и электронные магазины, существующие в Интернет.
electronic commerce - явление и термин, не получившие общепризнанного определения, но в общем виде означающие распределение, маркетинг, продажу или поставку товаров и услуг с помощью электронных средств связи. Развитие электронной коммерции тесно связано с широким использованием Интернета в коммерческих целях, однако этот вид экономической деятельности осуществляется также с применением других электронных средств, например, по телефону и телефаксу (см. статью «Основные средства электронной коммерции»). Динамичный рост операций в сфере электронной коммерции привел к открытию в рамках ВТО многосторонних торговых переговоров по вопросам урегулирования встающих в этой связи проблем (методы сбора таможенных платежей, НДС и некоторых других налогов и сборов; защита прав интеллектуальной собственности, наделение сходными доменными именами и т. п.; определение происхождения продукта, поставленного электронными средствами; установление законности «электронной» сделки, наличие «подлинных» коммерческих документов, составленных в «письменном» виде или подписанных «собственноручно» участниками сделки). Эти и другие проблемы нашли свое отражение в Декларации о глобальной электронной коммерции (см.), принятой на Женевской конференции министров стран-членов ВТО в мае 1998 года. На русском языке встречается также наименование «электронная торговля», однако принято считать, что словосочетание «электронная коммерция» точнее передает значение английского термина, поскольку включает в себя не только торговлю, но и средства ее обеспечения, т. е. международную систему стандартов, совместимость электронных версий документов, подписей и т. п.
англ. electronic commerce, е-commerce) – деятельность, направленная на реализацию товаров и услуг с использованием информационных технологий на основе сетевых взаимодействий между покупателем и продавцом. Инструменты Э.к. позволяют организовать торговлю ценными бумагами, совершение сделок между юридич. лицами, вести деятельность на электронных биржах, реализовать заказ и оплату потребительских товаров, туристских и образовательных услуг, оплату коммунальных услуг. Реклама товара, его заказ, оплата и доставка осуществляется с использованием сетевых средств. Так, при сетевом рекламировании магазин создает свой Webкаталог или витрину на Web-сайте, где покупатель может не только прочитать сообщение о свойствах и характеристиках товара, но и рассмотреть его, используя мультимедиа-средства. Web-страница, отображающая список (каталог) товаров, служит основой формирования корзины товаров, выбранных покупателем сетевым способом, и их заказа. Все сведения о корзинах (автоматически вычисляемая стоимость заказа, затраты на доставку, полагающиеся налоги и скидки) остаются в системе и обеспечивают продавца маркетинговой информацией. Постоянные покупатели могут пересматривать свои корзины и использовать их повторно для упрощения процедуры заказа. После завершения формирования корзины составляется упаковочный лист, содержащий: записи о сроках доставки товара покупателю; номер товара; его наименование и кол-во заказанных единиц. Покупатель может делать отбор товара в т.н. электронную тележку, представляющую собой программу, к-рая запускается на сайте и собирает сведения о том, что клиент хочет приобрести. Оплата товара может быть осуществлена в наличной и безналичной форме с использованием информационных технологий (см. Электронные наличные деньги) и традиционным способом. Э.к. предъявляет особые требования к логистике и к процессу доставки («проблема последней мили») с учетом глобального характера электронных взаимодействий. В свою очередь глобализация доставки отражается на глобализации производства и на его географическом распределении. Актуальность планирования материальных ресурсов и составления графика получения материалов «точно-в-срок» в этих условиях повышается. Электронная коммерция разделяется на два сектора: оптовый (business-to-business, В2В) и розничный (business-to-consumer, B2C). Особый вид деятельности в сфере В2В – создание Marketplace – рыночных площадок (business-for-business, B4B). Системы Marketplace рассчитаны на вертикальные рынки (отраслевые; серверные услуги и т.д.). На них могут разместить свою информацию и производители, и продавцы, а познакомиться с ней могут покупатели. Ожидается, что через Marketplace-системы к 2004 будет реализовываться более Ѕ оборота в сфере В2В.