InvestFuture

Форд Генри

Просмотры: 763
Оцените материал:
(оценок: 45, среднее: 4.58 из 5)

Форд Генри

1863-1947) - американский предприниматель, организатор крупномасштабного производства автомобилей. Применявшаяся на заводах Форда система организации труда и производства получила название "фордизм" и предусматривала: расчленение всего производственного процесса изготовления автомобилей на мельчайшие элементы на основе дифференциации трудовых процессов, предложенной Тейлором Ф.У.; внедрение механизации и автоматизации производственных процессов; максимальное разделение труда и вытекающая отсюда возможность использовать рабочих низкой квалификации при высоком темпе работы; применение транспортных средств, регламентирующих трудовые процессы, - конвейеров. Свои представления об организации труда и производства Г.Форд изложил в произведениях: "Моя жизнь и работа" (1922), "Сегодня и завтра" (1926), "Движение вперед" (1930) [12].

Экономика труда. Словарь терминов PIC

Форд Генри

крупнейший американский автомобилепромышленник, один из создателей теории менеджмента. В своих книгах «Моя жизнь, мои достижения» (1924) и «Сегодня и завтра» Форд разработал теорию, получившую название «фордизм». Фордизм — этот система организации поточно-массового производства. Основой его стало введение конвейерной сборки, что наряду с другими техническими новшествами (унификация деталей, типизация продукции и др.) резко увеличило рост производительности труда и снизило себестоимость продукции. На всех предприятиях Форда главенствовал принцип: тяжелые работы — на плечи машин, жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств, чистота, гигиеничность, уют — обязательные параметры производственной среды, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении по монотонным и творческим операциям. Форд считал необходимым хорошо оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше. Он также считал принципиально важным, чтобы индустрия имела своих высококвалифицированных генералов. Вслед за Тейлором, Форд активный сторонник масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управлении.

Бизнес-словарь

Форд Генри

1863—1947) — американский промышленник, король автомобилестроения США, один из создателей теории менеджмента. Родился в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. В 15 лет оставил занятия в школе и определился учеником механика в Детройте. Тяга к механике и изобретательству проявилась в нем очень рано. В 1893 г. Форд становится главным инженером Эдисоновской компании, специализировавшейся на освещении Детройта, а в 1899 г. — главным инженером Детройтской автомобильной компании, из которой уходит в 1902 г. Год спустя он основал «Форд мотор компани». К этому времени Ф. уже имеет репутацию изобретателя скоростных моделей автомобиля, завоеван-ную благодаря участию его машин в автомобильных гонках. В 1906 г. Ф. приобрел контрольный пакет акций своей компании. Настоящим триумфом Форд стало внедрение модели «Т», означавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Массовое производство потребовало стандартизации и унификации всех технологических процессов. «Террор машины» — так Форд. характеризовал внедренную им систему управления. Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки — все это способствовало тому, что империя Ф. работала в режиме автомата. В 1945 г. Форд. передал руководство компанией своему внуку и тезке Генри Форду II и отошел от дел. Спустя два года Форд скончался. В своих книгах «Моя жизнь, мои достижения» (рус. пер., 1924) и «Сегодня и завтра» Форд разработал теорию, получившую название «фордизм». Фордизм — это система организации поточно-массового производства. Основой его стало введение конвейерной сборки, что наряду с другими техническими новшествами (унификация деталей, типизация продукции и др.) резко увеличило рост производительности труда и снизило себестоимость продукции. Форд считал необходимым: хорошо оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше; обеспечивать наилучшее состояние всех машин, настаивать на абсолютной чистоте, приучать людей уважать орудия труда, окружающую обстановку и самих себя. Принципиально важно заявление Форд о том, что индустрия должна иметь своих генералов, и притом — генералов высококвалифицированных. Вслед за Тейлором он — активный сторонник масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управлении. Кстати, на предприятиях Ф. было создано одно из первых в Америке ремесленных училищ. Особый пафос присущ словам Ф. о том, что Америка живет трудом, что она обладает талантливыми людьми, а потому важнейшая задача бизнесменов — создать условия, благодаря которым в полной мере могут проявиться возможности ее народа. Не отдельных людей или каких-то социальных слоев, а наибольшего их числа. Как пишет Форд., одна из целей промышленности — это не только снабжать потребителей, но и создавать их. Известен факт, когда в 1914 г. Форд ввел на своих заводах самую высокую оплату труда, чем вызвал возмущение многих предпринимателей. Его пояснение на этот счет было таково: если рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями наших товаров, а потому в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны. Спекулянты, отмечал Ф., не в состоянии создавать общественно значимые ценности, любители воспользоваться моментом и взвинтить цены занимаются столь же преступной деятельностью, сколь преступно извлечение выгоды из войн. Такие люди, по его мнению, чаще всего являются невеждами в бизнесе, ибо они считают, что наивысшая деловая мудрость заключается в том, чтобы нажиться как можно быстрее и любыми средствами. На всех предприятиях Форда главенствует принцип: тяжелые работы — на плечи машин, жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств, чистота, гигиеничность, уют — обязательные параметры производственной среды, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении по монотонным и творческим операциям. Организация промышленности, утверждал Ф., есть наука и все прочие науки служат этому делу. И сам автор являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в предпринимательской деятельности. Историческое место Форд лучше всего можно показать, если его взгляды сравнить со взглядами Тейлора и Файоля. «Тейлор, — отмечал А. Гастев, — разработал определенную организационную механику. Форд с необычной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих-транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной. Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата. Стало быть, Форд — это самое последнее слово тейлоризма, Форд — это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью». Теория научного управления предприятием «снизу», по Тейлору, соединенная с теорией управления предприятием «сверху», по Файолю, применение на практике этих теорий у Форд. с его открытиями создали фундамент менеджмента. Собственно, эти три «кита» менеджмента — Тейлор, Файоль и Форд — являются основателями современного менеджмента.

Основные понятия менеджмента: глоссарий