InvestFuture

государственная облигация

Просмотры: 996
Оцените материал:
(оценок: 39, среднее: 4.56 из 5)

государственная облигация

государственная ценная бумага, удостоверяющая право заимодавца по договору государственного займа на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъект РФ, а заимодавцем — гражданин или юридическое лицо. Государственные займы являются добровольными. Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается. Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (ст. 817 ГК). К государственным займам относятся:

1) государственный внутренний валютный облигационный займ;

2) государственные краткосрочные бескупонные облигации;

3) государственные облигации с переменным купоном. К займам субъектов РФ относятся:

1) облигационный заем (внутренний) Москвы;

2) облигационный заем Москвы в иностранной валюте;

3) облигационный сберегательный заем Москвы. Доходы по государственным облигациям подлежат налогообложению с учетом льгот, установленных в актах законодательства о налогах и сборах.

Энциклопедия российского и международного налогообложения

государственная облигация

англ. government bond) – облигация, эмитентом которой является орган исполнительной власти государства, к функциям которого отнесено составление и/или исполнение бюджета. Г.о. выпускаются с целью финансирования дефицита бюджета, а также разл. государственных проектов. Объем и структура средств, привлекаемых при размещении Г.о., а также порядок их расходования устанавливаются в бюджете в соответствии с бюджетным законодательством страны.Г.о. размещаются на первичном рынке путем организации подписки или аукционной продажи, а также посредством заключения договора купли-продажи без проведения аукциона и вторичных торгов. Г.о., как правило, разделяют по: эмитенту – Г.о. региональных органов исполнительной власти; Г.о. федеральных органов исполнительной власти; Г.о. специализированных правительственных учреждений; валюте займа (рынку обращения) – внешние Г.о. (еврооблигации); внутренние Г.о. Г.о. являются, как правило, основной составляющей рынка облигаций. Так, напр., в Японии около 60% всего рынка облигаций занимают Г.о., в Германии – около 70%, во Франции – 35%. Активное использование Российской Федерацией Г.о. для финансирования бюджетного дефицита началось в 1993, после того, как были выпущены государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Однако уже с конца 1991 в России были эмитированы несколько видов Г.о., принципиально отличавшихся друг от друга по всем параметрам: целям, объемам, видам и методам распространения. Первые займы Российской Федерации представлены след. облигациями: Государственный Российский республиканский внутренний 5процентный заем 1990 года, Первый государственный внутренний заем РСФСР 1991 года, Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 года («Апрель», «Октябрь»). За период бурного развития рынка Г.о. с мая 1993 по июль 1998 в РФ были выпущены ГКО, а также облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ–ПК), облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ–ПД), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ), облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ), внешний облигационный заем Российской Федерации (еврооблигации). Кроме того, в период новации были выпущены облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК). 17 августа 1998 Правительством РФ и Центральным банком РФ было распространено Заявление, согласно к-рому предусматривалась реструктуризация части внутреннего долга путем переоформления государственных ценных бумаг со сроками погашения до 31 дек. 1999 в новые ценные бумаги при одновременной девальвации нац. валюты. Одновременно были приостановлены вторичные торги по ГКО-ОФЗ на Московской межбанковской валютной бирже, которые были возобновлены с 15 янв. 1999, причем с 28 янв. 1999 на рынке начали обращаться ценные бумаги, выпущенные в ходе новации. Распоряжением Правительства РФ от 12 дек. 1998 № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» определены Основные условия осуществления новации по ГКО-ОФЗ со сроками погашения до 31 дек. 1999 и выпущенных в обращение до Заявления от 17 авг. 1998 путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплаты ден. средств. При проведении новации Г.о. было выделено 3 группы инвесторов с разл. условиями проведения новации для каждой из них. При этом погашение ГКО-ОФЗ и выплаты очередных купонов по облигациям, принадлежащим физич. лицам, было предусмотрено производить ден. средствами в полном объеме и в установл. при выпуске данных бумаг сроки. Порядок осуществления новации ГКО-ОФЗ определен совм. Положением Минфина РФ и Банка России от 21 дек. 1998 № 258/375-Т. Было решено увеличить обязательства по выплате денежных средств из расчета 30% годовых за период с 19 авг. до 12 дек. 1998. Всего подлежало новации 280,99 млн штук Г.о., в т. ч. без учета портфеля Банка России и физических лиц – 188,14 млн штук. После окончат. завершения новации на 1 июля 2000 инвесторам было обменено 187,2 млн Г.о. (99,49% общего объема). В результате проведенной новации объем государственного внутреннего долга сократился на 33,81 млрд р., при этом значительно увеличилась длина долга (дюрация).   Порядок выпуска и обращения Г.о. регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (1998), а также специальными законодательными актами, относящимися к тому или иному виду Г.о.  

Финансово-кредитный энциклопедический словарь