ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
показатель мощности трансп. средств, измеряемый кол-вом грузов в тоннах, которые могут быть ими приняты к перевозке. Используется также понятие удельной Г., т.е части Г., приходящейся на 1 м3 полного объема грузовых помещений; эта величина обратив удельному весу (см. Грузовместимость трансп. средства). Если плотность груза меньше удельной грузоподъемности трансп. средства, то его грузовместимость используется полностью, а Г. недоиспользуется. Если плотность груза больше удельной Г., то полностью используется последняя, но недоиспользуется грузовместимость. На ж.-д. транспорте повышение Г. вагона без увеличения числа осей ограничивается допустимой нагрузкой на путь. Разрабатываются технические нормы загрузки вагонов (общесетевые и местные), зависящие от плотности груза, его формы и рода. За недогруз вагона до техн. нормы с виновной стороны взимается штраф. Г. судна морского - макс, кол-во груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке. Для получения макс. Г. необходимо правильно устанавливать допускаемую осадку судна (при погружении по грузовую марку) и строго нормировать все судовые запасы (см. Дедвейт). Г. автотранспорта определяется его конструкцией и указывается в техн. паспорте автомобиля, прицепа, полуприцепа. Средняя Г. ходового автомобиля зависит от структуры парка подвижного состава и коэф. использования парка транспортных средств по выпуску. См. также Коэф. использования грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта). Производительность средства транспорта.