product life cycle) время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации изданном рынке. Ж.ц.п. характеризуется изменением показателей продажи и прибыли во времени и состоит из следующих фраз: внедрение, рост, зрелость, насыщенность и спад. Для стадии внедрения характерен незначительный рост объема продаж; на этой стадии предприятие часто несет убытки из-за больших начальных затрат на маркетинг и незначительного производства; фаза роста - признание потребителями товара и быстрый рост спроса на него. Быстро увеличиваются продажи и прибыльность, относительные затраты на маркетинг снижаются, цены постоянны или немного понижаются. На фазе зрелости и насыщения происходит снижение темпов роста продаж, прибыль относительно или абсолютно снижается, растет конкуренция, возрастают расходы на маркетинг, цены проявляют тенденцию к снижению. На фазе спада происходит резкое снижение объема продаж и прибыли. С помощью модернизации товара, изменения цены, стимулирования сбыта возможно взбадривание спроса и продаж на определенное, обычно непродолжительное, время, после чего наступает еще более резкое падение спроса и товар снимается с рынка. Понятие Ж.ц.п. применимо к классу продукта (телевизор), типу продукта (телевизор цветного изображения), к конкретной марке продукта (телевизор конкретной фирмы-изготовителя). Данное понятие применимо и к таким явлениям, как стиль (мебели, одежды, в искусстве и т.п.) и мода. На разных стадиях Ж.ц.п. используются различные стратегии маркетинга. Процессам создания продукта и выхода с ним на рынок предшествует разработка концепции Ж.ц.п., которая позволяет определить возможности и перспективы жизни товара на рынке.