Регион депрессивный
территория со слабо развитой промышленной и социальной инфраструктурой, наличием малых моноотраслевых городов, имеющих высокий уровень безработицы.
территория со слабо развитой промышленной и социальной инфраструктурой, наличием малых моноотраслевых городов, имеющих высокий уровень безработицы.
Субъект Российской Федерации или локальное территориальное образование, отличит, характеристикой которого является сильное и устойчивое отставание от др. регионов по гл. социально-экономическим. показателям. Критерием отнесения региона к категории депрессивных является ситуация, при которой крайне ограничены или вообще отсутствуют условия и ресурсы для саморазрешения кризиса. Это означает невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических. и иных регионально опосредованных процессов. Депрессивность регионов определяется двумя основными причинами:
1) связана с переносом народно-хозяйственных диспропорций производственных структур на территориально структурные параметры. Уровень заработной платы в депрессивном регионе оказывается наиболее низким из-за сосредоточения в нем отраслей с низкооплачиваемыми рабочими местами. Спад занятости и рост безработицы выступают следствием специализации региона на тех видах деятельности, в которых прежде сложилась трудоизбыточная структура занятости;
2) особые свойства самого региона, т.е. изначальное наличие негативных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие. К ним относятся неконкурентоспособность производства по сравнению с другими регионами, длительный отток активного населения, удаленность от крупных экономических центров, утрата бывшей престижности отдельных регионов. Задача федеральной региональной политики заключается в том, чтобы замедлить расхождение регионов страны по уровню развития, сдержать нарастание диспропорций в территориальной структуре производства. Эта задача базируется на исходной посылке: территориальное разделение труда, выгодное для страны в целом, не должно вести к отставанию отдельных регионов. Государство, в частности, обязано компенсировать таким регионам убытки, связанные со специализацией на невыгодных в местных условиях отраслях хозяйства. При недостаточности ресурсов для равномерного подъема экономического уровня всех российских территорий оздоровление депрессивных регионов. предполагает тесное взаимодействие Федерации и ее субъектов при реализации конкретных регион, программ с концентрацией средств в точках наибольшей депрессии. Программы должны базироваться на оценках собственных территориальных ресурсов и привлеченных средств, на четких представлениях о причинах депрессии и механизмах ее преодоления. Финансовые ресурсы для оздоровления депрессивного региона — это средства бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; ресурсы федерального бюджета, выделяемые на поддержку отдельных. секторов народного хозяйства. К источникам финансирования депрессивного региона также относятся: часть бюджетных средств, расходуемых по каналам реализации федеральных программ; льготные кредиты населению; средства благотворит, фондов; определенная доля средств, полученных за счет приватизации или ликвидации предприятий-банкротов, послуживших причиной депрессии соответствующих территорий.
В зависимости от причин, вызвавших депрессивное состояние региона, возможны различные варианты действий по его преодолению: инвестиции в региональную инфраструктуру; налоговые льготы предприятиям, создающим в трудоизбыточных регионах новые рабочие места; прямая помощь отдельных территорий в целях трансформации их экономического потенциала, устранения причин экологических катастроф или социальной напряженности; установление особых правовых режимов хозяйствования в виде условий наибольшего благоприятствования, приоритетной поддержки фермерских хозяйств и кооперативов; реализация программ переселения, вывода непрофильных производств для приведения в соответствие численности проживающего в регионе населения с его ресурсными возможностями. Механизм преодоления депрессии включает целенаправленное взаимодействие федеральных, регион, и местных органов власти, усиление социальной защиты населения и регулирование миграции, отладку процедур банкротства предприятий, совершенствование государственной поддержки регионов и отраслей по каналам бюджета и разработка программ, упорядочение отношений собственности, бюджетно-налоговой и кредитно-финансовой политики.