InvestFuture

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Просмотры: 1020
Оцените материал:
(оценок: 49, среднее: 4.37 из 5)

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1) рыночное регулирование международных кредитных отношений, осуществляемое на основе законов рынка – закона стоимости, закона спроса и предложения – в условиях монополизма и конкурентной борьбы за наиболее выгодные условия предоставления и получения международного кредита; 2) государственное регулирование международных кредитных отношений в целях воздействия на движение ссудных капиталов между странами, предотвращение негативных сторон монополизма и жесткой конкурентной борьбы в этой сфере. Материальной базой гос. Р.м.к.о. служит непосредств. участие в них гос-ва как кредитора, донора, гаранта и заемщика. Гос. регулирующие органы выполняют регистрационные, лицензионные, надзорные функции и процедуры. Законодательство выступает юридич. базой Р.м.к.о. Мировая практика выработала унифицир. модель Р.м.к.о,. учитывающую конкретную ситуацию и цели. Для стимулирования экспорта товаров и услуг используются таможенные и налоговые льготы (освобождение экспортеров от уплаты нек-рых пошлин и налогов); бонификация ссудного процента путем его снижения по экспортным кредитам за счет субсидии гос-ва, к-рое из бюджетных средств возмещает банкам-кредиторам разницу между рыночной и льготной ставками. Благодаря гос. гарантиям по краткосрочному экспортному кредиту (см. Акцепт, Аваль) тратта (см. Вексель) экспортера превращается в первоклассное междунар. платежное средство. Для кредитования внешнеэкономич. деятельности и предоставления гарантий по экспортным кредитам в большинстве стран созданы экспортно-импортные банки – государственные и полугосударственные. Гос-во также регламентирует междунар. кредитные операции банков (см. Международные операции банка). Своеобразная форма Р.м.к.о. – «джентльменские соглашения» между гос-вом и банками, напр. с целью сдерживания нежелат. оттока капитала за рубеж. По мере интернационализации хоз. связей практикуется межгосударственная Р.м.к.о.: координация условий экспортных кредитов, согласование размера официального финансирования развития и официальной помощи развитию; регламентация деятельности мировых финансовых институтов; рециклирование нефтедолларов и др. Впервые координация условий гос. гарантий по экспортным кредитам была предпринята в 1934, когда был создан Бернский союз (см. Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций). Однако «джентльменские соглашения» стран–членов этой неправительств. орг-ции, не рекомендующие предоставлять гос. гарантии по экспортным кредитам на срок более 5 лет, на практике нарушаются. Страны–члены ЕС заключили соглашение о Р.м.к.о., включающее условия экспортного кредита, минимальные процентные ставки и максимальные сроки кредита. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития в нач. 60-х гг. достигнута унификация сроков и процентных ставок по экспортным кредитам, доли авансовых платежей во внешнеэкономич. контрактах. С 70-х гг. применяются межгос. меры по ограничению правительств. субсидирования экспорта как средства конкуренции. В июне 1976 в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях субсидируемых гос-вом экспортных кредитов между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией. Эта договоренность (консенсус) предусматривает единый размер авансового платежа (15% суммы контракта); дифференциров. условия кредитов по категориям стран (богатые, средние, бедные), исходя из доли ВВП на душу населения; максим. срок и миним. процентные ставки. На практике нек-рые страны нарушают консенсус (см. Всемирная торговая организация). Р.м.к.о. осуществляется также на уровне междунар. совещаний «в верхах», где вырабатываются совместные меры по решению возникающих проблем. На межгос. Р.м.к.о. оказывают влияние противоположные тенденции (партнерство и разногласия) во взаимоотношениях основных мировых финансовых центров – США, Западной Европы и Японии. Глобальная тенденция – либерализация междунар. кредитных отношений – сочетается со стремлением гос-ва встроить рыночные регуляторы в механизм Р.м.к.о. с целью придания ему гибкости. Крупные корпорации и банки используют Р.м.к.о., когда это им выгодно. В противном случае они бесконтрольно осуществляют кредитные операции в своих интересах.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь