СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ
вид страхования, широко распространенный в практике страховых организаций всех стран для страхования грузов при перевозке, хранении, грузовых работах.
вид страхования, широко распространенный в практике страховых организаций всех стран для страхования грузов при перевозке, хранении, грузовых работах.
вид имущественного страхования, по которому подлежат возмещению убытки, расходы и взносы вследствие повреждения или уничтожения (пропажи) груза (товаров, багажа или иных грузов), независимо от способа транспортировки.
В страховании океанских и морских перевозок, в страховании внутренних перевозок: общий термин, используемый для обозначения полиса морского страхования, который обеспечивает защиту от убытков по грузам, находящимся в процессе перевозки водным, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом. Обеспечивает страховую защиту от большинства опасностей, которым может подвергаться такого рода имущество.
Разновидность имущественного страхования.
Страхование грузов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования.
При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с владением, пользованием, распоряжением грузом, вследствие повреждения или уничтожения (пропажи) груза (товаров, багажа или иных грузов), независимо от способа его транспортировки.
п. 7 Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утв. Приказом Росстрахнадзора от 19.05.1994 N 02-02/08.
один из важнейших видов страхования транспортного, основные .условия которого перечислены ниже. По условию страхования "с ответственностью за все риски" подлежат возмещению убытки, расходы и взносы по общей аварии, а также убытки от повреждения или гибели полной всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме военных рисков (см. Свободно от захвата и ареста), прямого или косвенного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности страхователя, а также особых свойств и специфики транспортирования груза. По договоренности сторон исключенные из объема ответственности риски могут быть застрахованы за дополнительную страховую премию. По условию "с ответственностью за частную аварию" возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза в результате пропажи судна без вести; расходы по спасению груза и др. Применяется также условие "без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения". В отличие от предыдущего условия по данному условию возмещаются только убытки от полной гибели всего или части груза.
вид страхования, при котором объектом страхования являются грузы, перевозимые различными видами транспорта. Имеет большое значение при перевозке внешнеторговых грузов. Ответственность страховщика определяется условиями страхования. Существует несколько стандартных условий С.г., отличающихся объемом ответственности страховщика. Например, при морском страховании в основном применяется три типа стандартных условий: "с ответственностью за все риски", "с ответственностью за частную аварию" и "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения". Страховщик несет ответственность в первом случае за любой убыток от повреждения или полной гибели судна, во втором - за убытки от повреждения или гибели судна в результате событий, обусловленных в полисе, в третьем - убытки от полной гибели всего или части груза, а убытки от повреждения груза только в случае крушения или столкновения судов, посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне. При С.г. ответственность страховщика начинается с момента, когда груз берется со склада продавца для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и хранение на складах в пунктах перегрузки) до поставки на место назначения, указанного в полисе. Некоторые товары страхуются со специфическими условиями. Например, каменный уголь - от самовозгорания, цемент - от спекаемости, стекло, фарфор и подобные изделия - от боя и т.д. При внешнеторговой сделке купли-продажи С.г. осуществляет или продавец, или покупатель в зависимости от базисных условий сделки. Так, при сделках, заключенных на условиях СИФ, договор страхования включается продавцом в цену товара, т.е. в конечном счете оплачивается покупателем. При сделках ФОБ С.г. осуществляется покупателем в свою пользу и за свой счет.
Один из важнейших видов морского страхования. В международной практике выработаны стандартные условия по этому виду страхования. В некоторых странах в них могут вноситься определенные изменения и доп., существенно видоизменяя их суть. Основным в С.г. является условие страхования "с ответственностью за все риски". По этим условиям подлежат возмещению убытки, расходы и взносы по общей аварии, а также убытки от повреждения и полной гибели всего или части застрахованного груза, происшедшие по любой причине, кроме военных рисков, прямого или косвенного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности, страхователя, особых свойств и качеств груза и ряда др. рисков, связанных со спецификой груза и его транспортировкой. По договоренности сторон большинство исключенных из объема ответственности рисков могут быть застрахованы за дополнительную премию.По условиям страхования грузов "с ответственностью за частную аварию" возмещаются убытки: от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие различных причин, в результате пропажи судна без вести, убытки, расходы и взносы по общей аварии, в связи с необходимыми и целесообразно произведенными расходами по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.Наряду с указанными, существуют также условия "без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения". Эти условия по объему ответственности, перечислению страховых случаев, в которых подлежат оплате убытки, а также совокупности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями страхования "с ответственностью за частную аварию". Разница между ними в том, что по условиям "с ответственностью за частную аварию" возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, в то время как по условиям "без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения" возмещаются только убытки от полной гибели всего или части груза.
англ. goods in transit insurance, cargos policy) – вид имущественного страхования, предусматривающий возмещение убытков при гибели (повреждении) грузов, перевозимых по суше, водным или воздушным путем. Условия С.г. предусматривают возможность их страхования: с ответственностью за все риски; с ответственностью за частную аварию; без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Страхование с ответственностью за все риски предполагает возмещение: убытков от повреждения или полной гибели всего либо части застрахованного груза, возникающих от любых причин (кроме особо оговоренных, напр. военных рисков, воздействия радиации); убытков, расходов и взносов по общей аварии; необходимых и целесообразно произвед. расходов по спасанию и сохранению груза, по предупреждению дальнейшего его повреждения. Страхование с ответственностью за частную аварию предполагает возмещение: убытков от повреждения или полной гибели всего либо части застрахованного груза вследствие стихийных бедствий, крушения (столкновения) перевозочных средств между собой и о др. предметы, а также мер, принятых для спасания или для тушения пожара; пропажи перевозочного средства без вести; расходов по несчастным случаям при погрузке, укладке, выгрузке груза; убытков, расходов и взносов по общей аварии; необходимых и целесообразно произведенных расходов по спасанию и сохранению груза, по предупреждению дальнейшего его повреждения. Условия страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения, по объему ответственности, страховым случаям, перечню исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями страхования с ответственностью за частную аварию. Но в этом случае возмещаются только убытки от полной гибели всего или части груза (убытки от повреждения груза не застрахованы). Эти условия соответствуют сложившейся междунар. практике, в частн. стандартным условиям Института лондонских страховщиков. В условиях страхования может содержаться спец. оговорка: «от склада до склада», согласно крой груз считается застрахов. от склада продавца до склада покупателя (т.е. включение такой оговорки обеспечивает непрерывность страхового покрытия). Страхователем может быть любой участник трансп. перевозки – продавец или покупатель. Этот вопрос решается в зависимости от юридических, экономических взаимоотношений сторон, условий поставки продукции; при перевозке водным путем распространены сделки СИФ, ФОБ, КАФ и реже ФАС (см. Инкотермс); при перевозке ж.-д. и автотранспортом используются сделки франко-граница, франко-вагон, франко-склад и т.д. По условиям СИФ (англ. CIF, сокр. от cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт) продавец обязан доставить груз в пункт отправления, погрузить его, зафрахтовать судно и оплатить фрахт, застраховать груз на время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю. Груз при этой сделке обычно страхуется на условиях с ответственностью за все риски; покупатель, возлагая заботу о перевозке и страховании на продавца, в любом случае должен получить либо груз, либо компенсацию за него. Страховая сумма по сделкам СИФ должна соответствовать стоимости проданного товара. При сделках на условиях ФОБ (англ. FOB, сокр. от free on board – свободен на борту) обязанность обеспечить перевозку груза за свой счет и произвести его страхование на время перевозки лежит на покупателе. Продавец обязан погрузить груз на борт, до этого момента риск лежит на нем, к-рый также может страховаться. Юридич. содержание сделок на условиях ФАС (англ. FAS, сокр. от free alongside ship – свободно вдоль борта судна) аналогично условиям ФОБ. При сделке ФАС груз переходит на риск покупателя со времени доставки продавцом товара к борту судна, т.е. страховой интерес в грузе по сделкам ФАС у покупателя возникает раньше, чем при сделках ФОБ. В обязанности продавца при сделке КАФ (англ. CAF, сокр. от cost and freight – стоимость и фрахт) входит заключение договора перевозки и доставки груза на борт. Обязанность страховать груз во время перевозки с момента пересечения им борта лежит на покупателе. В зависимости от способа перевозки грузов (навалом, насыпью, наливом и т.д.), видов транспорта, выбираемых рисков все грузы разбиты на след. классификационные разряды рисков (по европ. классификации грузов): очень хороший риск или хороший риск (перевозка металлов, производств. установок, автомобилей, резиновых изделий и т.д.); средний риск (перевозка кофе, фармацевтич. продукции, крупяных изделий и т.д.); нежелательный риск (перевозка молочных продуктов, бумаги, текстильной продукции, нефтепродуктов, мясопродуктов и т.д.); плохой риск (живые животные, хрупкие грузы, растения, цветы, древесина и т.д.). Тарифы по С.г. в каждом конкретном случае определяются индивидуально. Принципы их построения зависят от ряда постоянно действ. факторов, характера груза и вероятной степени его подверженности рискам, качества упаковки, вида транспорта, условий и характера перевозки, места размещения груза, наличия охраны, времени года, результатов страхования по соотв. грузу в предшествующий период (размер убыточности) и т.д. Как в междунар., так и в отечеств. практике предусмотрена возможность заключения генерального договора на страхование всех перевозок (любых грузов или определ. их рода) с выдачей генерального полиса. Такой договор обычно заключается сроком на один год или без установления срока, но предусматривается порядок его аннулирования. Согласно ст. 941 ГК РФ систематич. страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определ. срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования – генерального полиса. Страхователь обязан в отношении каждой партии имущества, подпадающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику обусловл. таким полисом сведения в предусмотр. срок (а если он не предусмотрен – немедленно по их получении). Страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если к моменту получения таких сведений возможность убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновала. По требованию страхователя страховщик обязан выдавать страховые полисы по отд. партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса. В случае несоответствия содержания страхового полиса генеральному полису предпочтение отдается страховому полису.
USD | Доллар США | 99.2295 |
EUR | Евро | 103.2997 |
GBP | Фунт стерлингов | 124.2254 |
CHF | Швейцарский франк | 110.1571 |
JPY | Японская иена | 63.0149 |