Инфляция — рост цен. Гиперинфляция — стремительный рост цен. Это понятие было введено в 1956 году американским профессором экономики Филлипом Кейганом. Согласно ему, порог перехода к гиперинфляции — когда ежемесячный темп прироста цен превышает 50%. Однако и меньшие темпы в 30-40% тоже губительны для экономики.
Часто инфляцию, которая выше умеренной, но еще не дотягивает до «гипер», называют «галопирующей». Но все эти рамки весьма условны.
Что обычно вызывает гиперинфляцию?
Крупные конфликты и последующее восстановление экономики
Например:
-
в Германии в 1921-23 гг. цены удваивались каждые 49 часов, а месячная инфляция достигала 3 250 000%, зарплату люди увозили на телегах дважды в день;
-
в Венгрии в 1945-46 гг. цены удваивались каждые 15 часов, это 42 000 000 000 000 000% в месяц;
-
В Греции в 1941-44 гг. цены удваивались каждые 28 часов, а месячная инфляция составляла 8 550 000 000%.
Развал экономической системы
Это случилось с Россией в 1991-1995 гг.
Экономическое противостояние и изоляция, санкции, оттоки иностранного капитала
Например, в Зимбабве в 2000-е цены удваивались каждые 1,5 часа. Причина — политика президента страны, который отнял земли у белых фермеров, и это спровоцировало отток иностранных инвестиций. По словам бывшего главы ЦБ Зимбабве, страна также грешила эмиссией дензнаков:
Центральный банк печатал деньги по собственному желанию. Мы стали страной миллионеров, миллиардеров и триллионеров. Никто не обращал внимания на то, что валюта стоила дешевле, чем бумага, на которой она печаталась.
В итоге обесценившиеся деньги стали использовать буквально вместо туалетной бумаги, ведь даже она была дороже, чем купюры.
Второй пример — Венесуэла. Президент Уго Чавес провел национализацию предприятий, после чего начался отток иностранных инвестиций. Страна также подверглась серьезным санкциям со стороны других стран.
Причины гиперинфляции
Они те же, что и у «обычной». И тоже делятся на внутренние и внешние.
Внутренние
-
Проблема на стороне спроса, или «инфляция спроса». В экономике, основанной на кредите, всегда есть дополнительный приток кредитных денег. Эти деньги не подкреплены реальными товарами, а нацелены, скорее, на создание будущих товаров. Кредитные деньги стимулируют спрос, что может двигать цены вверх.
-
Проблема на стороне предложения, или «инфляция издержек». Это дефицит и рост себестоимости производимых товаров и услуг. Если растут издержки производства, то растут и цены. К издержкам относится также и стоимость финансирования. Чем дороже кредиты в стране, тем выше издержки. Еще одна проблема — это монополии и олигополии, которые своим поведением тоже способствуют росту цен. Например, ненавистные всем платежки по ЖКХ — яркий пример инфляции, вызванной прихотью монополистов.
-
Монетарная проблема: государство «печатает» много денег для финансирования дефицита бюджета. Это практиковалось ещё в древности: золотые и серебряные монеты «разбавляли» дешевыми металлами. Рано или поздно рынок замечал подвох и начинал просить за те же самые товары больше денег. Ну а с появлением бумажных денег заниматься этим стало еще легче.
Внешние
Закрытых систем в современной экономике почти нет. Мы живем в эпоху глобализации, где все друг от друга зависят. Взмах крыла бабочки на одном континенте приводит к торнадо на другом. Поэтому нужно учитывать еще два фактора:
1. Валютный курс. В условиях глобальной экономики валюта сама стала товаром. При успешной внешнеторговой деятельности на национальную валюту страны всегда есть устойчивый спрос, что и поддерживает ее курс по отношению к другим валютам. Любое нарушение товарного обмена — резкий отток иностранного капитала, экономические войны, санкции — ведет к нарушению валютного обмена. Как следствие, цены на импортные товары и услуги тоже растут.
2. Вместо с иностранными товарами мы импортируем также и инфляцию, которую они в себе несут. Например, многие думают, что рост цен на нефть и газ затронет только Запад. Однако он повысит общий уровень цен в западных странах — а значит, и все товары, которые РФ у них закупает, будут стоить дороже: не только из-за слабого рубля, но еще и из-за внешней инфляции. Это касается импортных лекарств, бытовой техники, одежды.
Снизить уровень импортируемой инфляции можно, но сложно. Среди основных методов: импортозамещение, управление курсом национальной валюты и развитие новых технологий.
Как изменение ключевой ставки спасает от инфляции?
Все зависит от того, из-за чего эта инфляция случилась. Если это перегрев экономики, т.е. инфляция спроса, то ставку повышают. Но не слишком сильно, иначе будет коллапс системы, ведь кредитование будет остановлено вообще. В итоге получим обратный эффект — инфляцию предложения.
Пример монетарной политики, уничтожающей экономику, мы до сих пор можем наблюдать на сайте ЦБ. Достаточно посмотреть на значения ставки рефинансирования за период с 1992 по 1997 — 50%, 100%, 200% годовых! На таких условиях кредит взять нереально, поэтому гиперинфляция 90-х неудивительна.
Последствия гиперинфляции
Во-первых, это раскручивание спирали инфляционных ожиданий. Меняется поведение всех участников экономической системы, от кредиторов и предпринимателей до частных потребителей. Первые не хотят кредитовать. Вторые сразу закладывают в стоимость товаров потенциальный рост издержек. А потребители спешат скорее избавиться от денег и закупиться впрок. Гиперинфляция тем и страшна, что поддерживается она по инерции: не материальными причинами, а психологическими.
Вот как Эрих М. Ремарк описывает гиперинфляцию в «Трех товарищах»:
В месяц я получал 200 биллионов марок. Деньги выдавали по два раза в день и тут же устраивали на полчаса перерыв — чтобы успеть пробежаться по магазинам и хоть что-нибудь купить до того, как объявят новый курс доллара, после чего деньги обесценивались наполовину.
Во-вторых, гиперинфляция всегда ведет к дискредитации национальной валюты. При самом драматичном сценарии это переход к бартеру, т.е. к натуральному обмену: «Ты мне 10 яиц, а я тебе бидон молока!»
Хотя в условиях глобальной экономики люди чаще обращаются не к бартеру, а к другим, более стабильным валютам. Достаточно вспомнить, как в 90-е годы расчеты велись в «у. е.» — условных единицах. Таким образом, потеря доверия к национальной валюте ведет к тому, что ее вытесняет иностранная валюта: доллары, евро, юани, биткоины и т. п. Либо государство производит замену обанкротившейся национальной валюты на новую, с чистой репутацией.
В-третьих, период гиперинфляции — это всегда период обнищания населения. В гиперинфляционной экономике невозможно также и сберегать. Социальные последствия: голод, рост безработицы и преступности, массовая эмиграция и «утечка мозгов».
Из наиболее свежих исторических примеров можем рассмотреть Венесуэлу. В стране резко подскочил уровень убийств. Людям стало не хватать медикаментов, и страна, которая давным-давно победила малярию, снова начала фиксировать случаи этой болезни. По данным ООН, с 2014 года из этой небольшой страны уехало 3 млн человек.
Шестеро из десяти жителей Венесуэлы ложатся спать голодными, потому что денег на еду не хватает. Венесуэльцы не могут позволить себе картофель и заменяют его другим дешевым корнеплодом — юккой. Местный Макдональдс даже заменил картошку фри на «юкку фри».
Есть популярное выражение о том, что кризис — это еще и возможности. Наверное, для молодого поколения период гиперинфляции проходит менее болезненно. Однако поколения постарше обычно испытывают серьезный удар по собственным накоплениям, а на восстановление утраченного капитала жизни и здоровья может уже и не хватить.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев.