Форс-мажор (от фр. «высшая сила») — это чрезвычайное и непредвиденное событие, из-за которого мы не можем исполнить свои обязательства. В ГК РФ форс-мажор называется «непреодолимой силой» или «обстоятельством непреодолимой силы».
Что дает форс-мажор должнику?
Если компания или предприниматель вследствие обстоятельств непреодолимой силы не могут исполнить свои обязательства по договору, то с них снимается вина за это: пени, штрафы, неустойки. Хотя сами обязательства остаются. Предполагается, что они будут исполнены после того, как обстоятельства непреодолимой силы уйдут. Если, конечно, должник к этому времени еще будет в состоянии вести свою деятельность.
Как использовать форс-мажор?
Снять с себя вину за неисполнение обязательств можно по решению суда. Но для этого необходимо предоставить доказательства: заключение или сертификат о форс-мажоре от Торгово-Промышленной палаты (ТПП) РФ.
При этом получить «прощение вины» по всем договорам сразу невозможно, каждый рассматривается отдельно. Учитывается и то, как конкретно в нем прописан блок, посвященный форс-мажорным обстоятельствам.
В зависимости от уровня контрагента обращаться нужно в региональную, российскую или международную ТПП. Услуга выдачи заключения или сертификата о форс-мажоре платная и требует сбора большого пакета документов. Именно они подтвердят чрезвычайность и непредотвратимость вашего события.
Какие бывают форс-мажоры?
В теории это природные катаклизмы, эпидемии, запретительные меры госорганов и «иные события». Однако на практике все гораздо сложнее. Опыт пандемии показал, что ТПП и суды не горели желанием признавать проблемы бизнеса форс-мажором.
Что точно НЕ считается форс-мажором
-
девальвация национальной валюты;
-
банкротство кредитора;
-
изменение валютных курсов;
-
нарушение обязательств со стороны контрагентов;
-
отсутствие на рынке нужных товаров;
-
отсутствие денежных средств на счете должника.
Все это скорее расценивается как «предпринимательские риски», чем как форс-мажор.
А как насчет санкций?
Здесь все зависит от того, как Торгово-Промышленная Палата решит трактовать понятие «непреодолимой силы» применительно к конкретным санкциям.
Например, сегодня мы посмотрели вебинар Орловской ТПП, из которого стало известно следующее:
-
федеральное отделение ТПП 5 марта проведет онлайн-совещание с региональными ТПП, на котором даст разъяснения о конкретных действиях в новых обстоятельствах;
-
в отношении санкций, связанных с ограничением платежей, позиция ТПП пока совсем не ясна;
-
в отношении санкций, связанных с проблемами поставки комплектующих от иностранных контрагентов, были даны предварительные пояснения: каждый случай и каждый договор будут рассматриваться индивидуально.
Если у вас есть бизнес и вам нужны дополнительные разъяснения, то можете обращаться в ТПП России по следующим реквизитам:
-
адрес: Москва, ул. Ильинка, 6/1С1;
-
телефон: +7 (495) 6200-009, юридический департамент: +7(495) 6200-128;
-
e-mail: tpprf@tpprf.ru;
-
сайт, раздел «Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы».
Бывают ли форс-мажоры у эмитентов облигаций?
Обычно нет, если только это не прописано в эмиссионных документах. Как правило, там имеется лишь предупреждение о рисках наступления форс-мажорных обстоятельств, однако никаких дополнительных условий по этому поводу не прописано.
То есть, если эмитент не сможет исполнить свои обязательства по облигациям вследствие обстоятельств непреодолимой силы, классическая схема не поменяется:
-
технический дефолт;
-
дефолт;
-
реструктуризация или банкротство.
Правда, в некоторых эмиссионных документах все-таки прописаны дополнительные условия форс-мажорных событий. Например, по ряду еврооблигаций России есть условие альтернативной валюты платежа. Если Россия из-за обстоятельств, находящихся за пределами ее контроля, не сможет осуществлять платежи в долларах, евро, фунтах или швейцарских франках, то погашение номинала и купонов будут произведено в альтернативной валюте: в рублях.
Таким образом, заморозка зарубежных счетов Центробанка России, с которых осуществляются платежи по еврооблигациям Минфина, вполне может привести к тому, что Россия расплатится с Западом рублями.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев.