InvestFuture

Торговля акциями на бирже: как купить ценные бумаги дешево? Коэффициент P/E

Прочитали: 18381

Как купить акции на бирже по выгодной цене? Инвесторы и трейдеры пользуются множеством инструментов технического и фундаментального анализа. Доверять или не доверять этим инструментам дело каждого, но владеть ими будет полезно любому участнику рынка, кто хочет зарабатывать деньги на бирже и получать пассивный доход.

В данной статье мы рассмотрим финансовые мультипликаторы − основу фундаментального анализа акций. В фокусе этой статьи один из самых популярных мультипликаторов −  P/E (цена/прибыль). Далее мы поговорим, как осуществляется торговля акциями на бирже, о каких подводных камнях следует помнить.

Как анализировать акции?

Как сказано в библии инвесторов « Разумный инвестор» − не бывает плохих или хороших акций, бывают дорогие/дешевые. Задача каждого инвестора отобрать дешевые акции, которые будут перспективными в будущем и принесут прибыль.

Инвесторы для выбора инструментов используют разные методы. Напомним, что существует анализ:

  • технический − история на графике повторяется, мы изучаем график, и ставим за цель, отыскать закономерности которые происходили в прошлом, и на основе их спрогнозировать, как будет двигаться стоимость;
  • фундаментальный − это подход, позволяющий спрогнозировать движение актива на основании: экономики страны, в которой фирма работает, оперирует и экономики самой компании, финансовой отчетности.

В статье мы рассмотрим более детально фундаментальный анализ и его особенности.  В особенности мы остановимся на финансовой отчетности организации, как купить ценные бумаги, отталкиваясь от этой информации.

Финансовая отчетность компании

Необходимо напомнить, что российские компании, акции которых торгуются на Московской бирже, обязаны публиковать отчетность, открыто по результатам каждого квартала и года. Существует два типа отчетности:

  • РСБУ − это информация в основном для бухгалтеров, узконаправленная;
  • МСФО − международные стандарты, эта информация считается наиболее интересной для нас.

Где найти данные? Переходим на сайте компаний, например, открываем сайт Газпрома:

  • Открываем раздел «Информация для инвесторов»;
  • Отыскиваем данные по всем отчетам компании, кликаем на интересующий документ и приступаем к анализу.

Существуют специальные сайты, которые собирают данные по все фирмам. Относительно отчетов, фирмы предоставляют много форм, инвесторов интересуют два документа:

  • бухгалтерский баланс − отчет о финансовом положении компании;
  • отчет о прибыли/убытках.

Изучаем документы, и берет для себя данные относительно:

  • заработка фирмы;
  • выручки;
  • прибыль;
  • сколько получено за период вычета расходов;
  • капитал компании;
  • обязательства и т.д.

Далее изучаем цифры и оцениваем бизнес фирмы. Является ли компания прибыльной/убыточной, каково отношение прибыли фирмы к ее средствам, какие долги, растут ли они, падают. Ответив на эти и другие вопросы, инвестор должен ответить сам себе − готовы ли он инвестировать средства в акции данной организации.

Чтобы оценить финансовое положение компании потребуется использовать два блока информации. Первый вытаскиваем с финансовой отчетности, второй − это капитализация фирмы, текущая стоимость. Капитализация фирмы рассчитывается − количество акций, умноженное на текущую стоимость акций компании на бирже. Торговля акциями на бирже для начинающих, должна обязательно начинаться с азов, и как раз работа с информацией о фирме относится к началу изучения нюансов работы.

Из данных групп информации можно составить финансовые мультипликаторы.

Мультипликаторы

Это коэффициенты, которые отражают отношение между финансовыми компаниями и ее капитализацией. Существует порядка десяти основных мультипликатора, которыми нужно владеть. Они позволяют комплексно проанализировать, нужно ли вкладывать средства в данную фирму. Остановимся на одном, который считается самым популярным и часто применяемым. Речь идет о P/E − цена одной акции деленная на прибыль одной акции.  Можно также делить капитализацию компании на прибыль, получится идентичный результат.

Особенности P/E

Какая информация предоставляется? По сути это цифра, которая показывает число, за сколько лет окупиться вложение в данный бизнес. Представим что имеется 1 млн рублей, намерены внести в компанию. Фирма приносит 200 тыс рублей в год прибыли, соответственно делим 1 на 200 тыс. выходит 5 лет потребуется, чтобы отбить вложения.

Е/Р получится, если коэффициент перевернуть. Получаем прибыль, деленную на цену − это рентабильность бизнеса, или его доходность. Если вернуться к предыдущему примеру, там цена/прибыль P/E 5, переворачиваем, и получаем 1,5 в процентах, получаем доходность 20% годовых.

Относительно P/E, если показатель отрицательный, это говорит о том, что компания за отчетный период фирма показала убытки. Нужно понимать, что есть диапазоны здоровыми, перепроданными/перекупленными. Данные оценки могут изменяться, какой-то истины здесь нет, но, как правило, считается, что диапазон 10-20 отражает, что фирма на данный момент оценена справедливо. Если коэффициент цена/прибыль пребывает выше отметки 20, то это фирма очень дорогая. Соответственно покупать акции данной компании, возможно, не самое выгодное решение. Если коэффициент ниже 10 − это дешевые акции, которые в теории могут быть интересными для инвестора.

Мультипликаторы − не панацея

Часто коэффициенты считаются панацеей, которая позволяет собрать идеальный инвестиционный портфель. Складывается ситуация, что начинающий инвестор изучил статью, прошел курс, где сказано, что требуется изучить коэффициент P/E. Затем выбрал акцию, не проанализировав другие факторы,  и добавил инструмент в портфель. Но, проблем заключается в том, что коэффициент P/E связывает информацию о прошлых финансовых результатах фирмы, с тем, что сегодня инвесторы ожидают от его будущего. Финансовые результаты с текущей стоимостью акций компаний на бирже. Мы знаем, что акции торгуются на основании ожиданий инвесторов.  Получается, что никаким образом динамику бизнеса коэффициент P/E,  не учитывает. Выходит, что объективно оценить, что происходит с компанией, новичок на рынке не может.  Кроме финансовых коэффициентов существуют факторы не измеримые:

  • политические риски − проблематично оцифровать и забить в коэффициент;
  • жизненный цикл, в котором фирма пребывает на данный момент и т.д.

Поэтому нужно понимать, что коэффициент P/E как и другие показатели мультипликаторов работают только на стабильном рынке, с отличными прогнозируемыми свойствами. Можно пойти на фондовую биржу торговли акциями Дании и отталкиваясь от коэффициента P/E выбрать отличные инструменты. Россия − это немного не та страна.

Запомните, что только на коэффициенте P/E принимать решение нельзя, даже если речь идет об акции из одной отрасли. Пример, у компании Газпром показатель 2,7% у компании Татнефть 8,2%, получается, что Газпром дешевле, его нужно покупать. Но насколько данное решение правильное, сказать крайне сложно. Сравнивать мультипликаторы для компаний, которые работают в разных отраслях − это неправильный подход.

Если вы используете расчеты, не достигните вершин, но по крайне мере не погрузитесь в безумие − цитата У. Баффетта.

Расчет коэффициента P/E

Существует два варианта:

  • самостоятельный метод − это подход более сложный;
  • специальные сайты с собранными коэффициентами. Обратите внимание, что информацию вытаскивают руками, поэтому сложно отыскать одинаковые показатели на разных сайтах. Поскольку кто-то может забывать обновить данные.

Если вы в поиске точной информации для торговли акциями на Московской бирже лучше самостоятельно перепроверить все данные.

Коэффициент P/E по странам: РФ, Китай, США

Здесь смотрите, что оценить объективно сложно.

  • По РФ показатель 5-7;
  • Китай − 12-25;
  • США 20-22.

По данным можно понять, что российский рынок недооценен, это связано исторически. С чем именно? Российский рынок является в принципе интересным и перспективным, но существуют проблемы:

  • геополитика;
  • слабая инфраструктура;
  • проколы на Московской бирже, которые время от времени происходят и устраивают далеко не всех крупных инвесторов;
  • доминирование ресурсных компаний;
  • жесткая монетарная политика ЦБ, высокая ключевая ставка.

Как раз эти факторы не позволяют выйти РФ на более дорогую капитализацию всего рынка. Потенциально − это возможно. Самым ключевым врагом выступает геополитика, в особенности санкции.

Оцените материал:
(оценок: 53, среднее: 4.51 из 5)
InvestFuture logo
Торговля акциями на

Поделитесь с друзьями: