InvestFuture

Идеальный размер страны с точки зрения экономики

Прочитали: 28

Когда Шотландия отказалась от независимости, это был отход от тренда. С 1946 г. число суверенных государств увеличилось более чем в два раза, с 76 до 197. Постоянное снижение административно-территориальных единиц в мире поднимает вопрос об идеальном размере страны с экономической точки зрения.

Сепаратисты (от Каталонии до Южных Филиппин) должны помнить, что численность населения имеет огромное влияние на все аспекты политики, от уровня государственных расходов до открытости в торговле.

Мечтающие о выходе сепаратисты имеют много мотиваций, но экономические, как правило, играют основную роль в выборе “остаться или выйти”. Альберто Алесниа и Энрике Сполаоре в книге “Размер государств” (The Size of Nations) анализируют все плюсы и минусы независимости, а также её стоимость. Размер имеет свои преимущества: так, например, более крупным странам легче защищаться от иностранных агрессоров.

Когда преграды в торговле слишком высокие, объемному внутреннему рынку проще развиваться самостоятельно. Говорят, что британский премьер-министр в XIX веке пожаловался французскому послу: “Если бы вы не были такими упрямыми протекционистами, то нам бы не пришлось искать новые территории для аннексии!”

Размер Америки позволил ей развивать новые и высокоэффективные сектора промышленности в конце 1800-х гг., что было не по силам для маленьких европейских стран до тех пор, пока тарифы не исчезли в XX веке, пишет британский журнал The Economist.

В то же время в стране с большим населением существует много противоречий и политических подгрупп с различными интересами (что редко наблюдается в маленьком государстве). По мере того, как избиратели становятся все более разрозненными, увеличивается количество споров по поводу государственной политики.

Экономисты Алесниа и Сполаоре уверены, что ликвидация торговых барьеров снижает стоимость, которую должны платить небольшие государства за свою независимость, и увеличивает интерес к сепаратизму. По иронии судьбы Европейский союз своим существованием сделал привлекательным раскол входящих в ЕС стран.

Так, каталонские националисты считают, что если Каталония выйдет из состава Испании, которой она платит больше налогов, чем получает государственных субсидий, независимая провинция останется в едином европейском рынке, что делает независимость еще привлекательнее для простых каталонцев.

Между тем, независимость обходится довольно дорого. Экономисты подсчитали, что гражданам небольших стран приходится тратить намного больше денег на содержание государства. В крупных странах расходы на деятельность государственного аппарата распределяются среди большего числа налогоплательщиков.

Так, независимой Шотландии пришлось бы создать точную копию бюрократического аппарата Великобритании, но с населением в 13 раз меньше. Исследование Ромэна Висцирга из Калифорнийского университета показывает, что государственные расходы на такие вещи как общее администрирование снижаются в доле ВВП по мере роста страны.

В то же время крупные экономики выделяют меньше денег (пропорционально размеру) на социальные нужды. Это связано с тем, что в небольшой стране легче достигнуть согласия и гармонию по важным общественным вопросам. Так в высоко гомогенной Дании государственные расходы на образование и инфраструктуру превышают 60% от ВВП. При этом в многонациональной и неоднородной Америке на эти расходы идет всего 39% от ВВП.

Границы, какие бы они не были прозрачными, также мешают торговле. Несмотря на наличие зоны свободной торговли, одного языка, одного и того международного телефонного кода и многое другое, объем торговли между Америкой и Канадой не превышает десятой части объема торговли между американскими штатами. Учитывая стоимость государственного отделения, децентрализация часто предпочтительнее независимости, утверждает Сполаоре в своем исследовании от 2008 г.

Однако внутри федеративных стран распределение прибыли между регионами может оказаться чувствительным вопросом. По мнению Спалаоре, важна система перераспределения, а также её масштаб. Увеличение субсидий, выделяемых для умиротворения региона с иными политическими целями, может быть оптимальным способом предотвращения распада.

Как бы это не нравилось некоторым британским политикам, но было бы лучше для всей Великобритании, если бы она увеличила денежные ассигнования (читай “взятка”) Шотландии ради того, чтобы шотландцы смирились с правлением Лондона. Но это будет работать лишь при условии, если “взятка” меньше по размеру, чем получаемая выгода от союза с Шотландией.

В то же время, перераспределение прибыли на фоне ярко выраженного неравенства в доходах регионов часто становится причиной дестабилизации (одна провинция возмущена бедностью, а другая недовольна слишком большими налогами). Но есть удачные примеры: щедрая финансовая помощь западных немцев восточным соотечественникам, без сомнения, помогла провести успешное воссоединение Германии.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Идеальный размер страны

Поделитесь с друзьями: